-
Вопрос № 00234428
Мужчина в разводе, имеет 2 детей которые прописаны у него, имеют долю 1/3 каждый, квартирой владеет 1 год, получил по программе переселение, хочет купить дом 136 квадратов большей площадью чем его квартира 66 квадратов, вопрос будет ли он платить налог
Налог платить не придётся, если выполнены все условия льготы для семей с двумя и более детьми. Эта льгота освобождает от НДФЛ при продаже недвижимости независимо от срока владения — даже если квартира в собственности всего 1 год.
Условия льготы (ст. 217.1 НК РФ).
Льгота для семей с двумя и более детьми применяется, если соблюдены все следующие условия:
Двое и более детей до 18 лет (или до 24 лет при очном обучении). Возраст детей проверяется на дату сделки.Новое жильё куплено в год продажи старого или до 30 апреля следующего года. Кадастровая стоимость продаваемой квартиры ≤ 50 млн рублей. Новое жильё больше по площади или кадастровой стоимости. Дом 136 кв. М больше квартиры 66 кв. М — условие выполнено. На момент сделки у семьи нет в собственности более 50% другого жилья, площадь которого больше покупаемого. Если у мужчины нет другой недвижимости — условие выполнено.
Если все пять условий соблюдены, срок владения квартирой (даже 1 год) не имеет значения — НДФЛ не начисляется.
Что важно учесть.
Согласие органов опеки. Поскольку дети владеют долями (по 1/3 каждый), продажа квартиры возможна только с разрешения органов опеки. Разрешение дадут, если детям выделят в новом доме доли не хуже по площади и стоимости, чем в старой квартире. Налог с детских долей. Налоговая база по долям детей рассчитывается на общих основаниях. Но если льгота для семей с двумя детьми применяется, то и доходы от продажи детских долей также освобождаются от НДФЛ. Декларация. При выполнении всех условий подавать декларацию 3-НДФЛ не нужно. Однако налоговая не видит льготу автоматически — рекомендуется направить в ФНС письмо-разъяснение с приложением подтверждающих документов (свидетельства о рождении детей, договоры купли-продажи старой и новой недвижимости, выписки из ЕГРН). Развод не препятствие. Закон говорит о «родителях двух и более детей» — статус брака не влияет на право на льготу. Главное — наличие двух детей.
Если хотя бы одно условие не выполнено, то тогда налог будет начисляться по общим правилам:
Квартира получена по программе переселения, срок владения 1 год — это меньше минимального срока (3 года для единственного жилья, 5 лет в остальных случаях).
Налог 13% (на прибыль до 2, 4 млн руб.) или 15% (на сумму свыше 2, 4 млн руб.) с разницы между ценой продажи и расходами на приобретение. Можно уменьшить налоговую базу на вычет до 1 млн руб. (На каждого собственника пропорционально доле) или на подтверждённые расходы. В одном календарном году при продаже квартиры и покупке дома можно одновременно заявить вычет при продаже и вычет при покупке.
Что делать?
-Проверить кадастровую стоимость квартиры — она должна быть не выше 50 млн руб.
-Убедиться, что нет другой недвижимости с площадью больше 136 кв. М.
-Получить согласие органов опеки на продажу с выделением долей детям в новом доме.
-Купить дом в тот же год, что и продажа квартиры (или до 30 апреля следующего года).
-Направить в ФНС письмо-разъяснение с документами, подтверждающими право на льготу.
Если скажете кадастровую стоимость квартиры и есть ли другое жильё в собственности, могу точно подтвердить, подходит ли ситуация под льготу.
Доходы от продажи жилья (комнаты, квартиры (её части), жилого дома (его части)), полученные семьями с двумя и более детьми, освобождаются от уплаты налога на доходы физических лиц независимо от срока владения таким имуществом (п. 2.1. Ст. 217.1 Налогового кодекса РФ).
Указанный порядок применяется при одновременном соблюдении следующих условий:
- плательщик должен являться родителем или усыновителем не менее двух детей в возрасте до 18 лет (или до 24 лет в случае очной формы обучения ребёнка) на дату перехода к покупателю права собственности на проданное жилое помещение;
- приобретение другого жилья и регистрация права собственности (взамен проданного) в том же календарном году или не позднее 30 апреля следующего года;
- общая площадь приобретённого жилья должна превышать по площади или по кадастровой стоимости проданное жилое помещение;
- кадастровая стоимость проданного жилья не превышает 50 млн рублей;
- плательщику (супругу (его супруге) и детям) на дату отчуждения проданного жилья не принадлежит в совокупности более 50 % в праве собственности на иное жилое помещение с общей площадью, превышающей общую площадь приобретённого (взамен старого) жилого помещения.
Мужчина и его дети могут быть полностью освобождены от уплаты налога (НДФЛ) при продаже квартиры, несмотря на то, что она находится в собственности всего 1 год. Согласно Налоговому кодексу РФ (ст. 217.1), Семьи с двумя и более детьми имеют право не платить налог при продаже жилья независимо от срока владения им. Поскольку дети являются собственниками долей (по 1/3 каждому), продать квартиру без официального согласия органов опеки и попечительства невозможно. Опека выдаст разрешение только при условии, что детям будут выделены соразмерные (или лучшие) доли в новом строящемся или покупаемом доме. При действии «детской» льготы факт того, что квартира получена по переселению и находится в собственности всего год, не имеет значения — налог обнуляется полностью для всех членов семьи (включая доли детей).
Сколько лет исполнилось детям и учатся ли они в вузе/колледже?
НДФЛ при продаже квартиры зависит от минимального срока владения. По общему правилу он составляет 5 лет (п. 4 Ст. 217.1 НК РФ), для единственного жилья — 3 года (п. 3 Ст. 217.1 НК РФ). Поскольку квартира получена по программе переселения, срок владения предыдущим жильем может суммироваться с новым (Постановление КС РФ от 22.04.2026 № 26-П). Если в сумме срок превышает минимальный, НДФЛ не возникает. Если нет — налог будет, но доход можно уменьшить на вычет 1 млн руб. (Ст. 220 НК РФ).
Срок владения долями детей считается с даты приобретения квартиры родителями (абз. 8 П. 2 Ст. 217.1 НК РФ). Покупка дома большей площади сама по себе НДФЛ не облагается. Налог на имущество при покупке дома начислят с кадастровой стоимости за вычетом 50 кв. М (ст. 403 НК РФ).
При владении квартирой менее 3 лет налог уплачивается. Однако жильё получено по программе переселения, что влияет на определение минимального срока владения и возможность применения налогового вычета. Квартира была оформлена одновременно на Вас и двоих детей или доли детей выделены позднее отдельным соглашением? Спор о налогообложении при переселении решается на стыке норм о минимальном предельном сроке владения, специальных оснований освобождения и правил исчисления дохода от продажи, и без точного понимания, как эти нормы применяются в совокупности к каждому собственнику отдельно, правильно определить налоговое обязательство невозможно. Желаю удачи в решении вопроса! С уважением, юрист Грачёв Георгий!
Если квартира получена по программе переселения и право собственности оформлено только год назад, само по себе улучшение жилищных условий от налога не освобождает. Однако с 2026 года действует специальная льгота для родителей минимум двух детей: при покупке в том же году (либо до 30 апреля следующего года) другого жилья большей площади и соблюдении остальных условий доход от продажи освобождается от НДФЛ независимо от срока владения — п. 2.1 Ст. 217.1 НК РФ. Если дети несовершеннолетние и дом 136 кв. М оформляется надлежащим образом, налог платить не придется при выполнении всех условий статьи
Если в один налоговый период, продажа квартиры и покупка дома совпадут, то продавец освобждается от уплаты налога, так как улучшил свои жилищные условия.







