-
Вопрос № 00140042
Суть вопроса следующая: я моряк торгового флота, налоговый резидент за 2025 год, работал на борту судна под иностранным флагом (сперва был флаг Коморских островов, потом Гамбии). В трудовом договоре, как работодатель, указана компания, зарегистрированная в Гонконге. Гонконг является страной, с которой у РФ заключен договор об избежании двойного налогообложения. В обычных условиях, для резидентов РФ, чтобы избежать уплаты налогов в РФ, необходимо отправить в налоговую по форме 3-НДФЛ вместе с декларацией дохода ещё и документы, подтверждающие уплату налога в Гонконге. Но у меня немного другая ситуация.
Во первых, компания не предоставила никаких документов, которые подтверждают уплату налогов в Гонконге. Все, что у меня есть, это трудовой договор и документ с указанием счета, на который поступали средства.
Во вторых, в соглашении об избежании двойного налогообложения между Гонконгом и РФ в статье 15 части 3 есть следующая информация: "вознаграждение, получаемое за работу по найму, осуществляемую на борту морского или воздушного судна, эксплуатируемого в международных перевозках предприятием Договаривающейся Стороны, облагается налогом только в этой Стороне".
Прошу уважаемых юристов по простому объяснить мне вышеизложенное. Правильно ли я понимаю, что согласно 15 статье 3 части я, как моряк торгового флота, работающий на компанию, зарегистрированную в Гонконге, не должен платить никакой налог в РФ, вне зависимости от количества уплаченного налога компанией в Гонконге? И если это так, как это можно донести до налоговой? Декларацию я уже подал...
Александр, добрый вечер! В рамках бесплатной консультации. Я не нашел пока каких-либо разьяснений Минфина России по вопросу применения п.3 ст.15 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Специального административного района Гонконг Китайской Народной Республики об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы:
"3. Независимо от предыдущих положений настоящей статьи вознаграждение, получаемое за работу по найму, осуществляемую на борту морского или воздушного судна, эксплуатируемого в международных перевозках предприятием Договаривающейся Стороны, облагается налогом только в этой Стороне".
В данном случае, гипотеза нормы следующая: "порядок обложения вознаграждения, получаемого за работу по найму, осуществляемую на борту морского или воздушного судна, эксплуатируемого в международных перевозках предприятием Договаривающейся Стороны".
Диспозиция нормы состоит из обязанности уплатить налог только в этом государстве.
Также, Вы можете обратиться за разьяснениями к Минфину России по вопросу применения международной договорной нормы в области налогообложения (ст. 34.2 НК РФ):
"1. Министерство финансов Российской Федерации дает письменные разъяснения налоговым органам, налогоплательщикам, ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков, плательщикам сборов, плательщикам страховых взносов и налоговым агентам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах".
Здравствуйте
Действительно, вознаграждение, получаемое за работу по найму, осуществляемую на борту морского или воздушного судна, эксплуатируемого в международных перевозках предприятием Договаривающейся Стороны, облагается налогом только в этой Стороне (пункт 3 статьи 15 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Специального административного района Гонконг Китайской Народной Республики об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы). При исчислении НДФЛ необходимо учитывать положения международных соглашений об избежании двойного налогообложения, положения которых имеют приоритет над положениями НК РФ.
Следовательно, налоги при указанных условиях уплачиваются только на территории Гонконга. Однако вы указываете, что самостоятельно подали декларацию с имеющимися документами, где видимо внесли сумму полученного дохода в отсутствии информации об уплате налога на территории иностранного государства (предполагали произвести зачет уплаченной суммы на территории РФ). В связи с этим, видится, что в указанном случае необходимо подать уточненную налоговую декларацию, которой исключить те начисления, которые вы ранее указали (нужно понимать - что вы подавали и за какой период), однако быть готовым к тому, что налоговый орган будет проверять указанные сведения и не согласиться с вами (по сути вы подадите декларацию к уменьшению ранее исчисленного налога – а к ней особое внимание).
Рада ответить на Ваш вопрос!
С уважением, Екатерина







