Довган Юрий Богданович
Согласно Указу Президента РФ № 583 от 08.07.2024, повышение заработной платы государственным работникам с 1 января 2025 года подразумевает увеличение именно базовых окладов, а не только стимулирующих выплат. В тексте указа прямо указано, что изменения касаются месячных окладов федеральных государственных гражданских служащих, включая работников прокуратуры, таможенных органов, налоговых инспекторов и других категорий. Это подтверждает, что законодатель ориентировался на повышение гарантированной части заработка, а не временных или условных надбавок.
Если местные власти ограничиваются стимулирующими выплатами, которые не закреплены в трудовых договорах или локальных актах как обязательные и регулярные, это может противоречить как Указу Президента, так и нормам Трудового кодекса РФ (статьи 129, 135 ТК РФ). Стимулирующие выплаты (премии, надбавки) по своей природе не являются гарантированной частью заработной платы и зависят от усмотрения работодателя или выполнения определенных условий. Следовательно, если повышение зарплаты работникам культуры осуществляется исключительно через такие механизмы, это формально не обеспечивает устойчивого роста их доходов, что может расцениваться как уход от выполнения прямых предписаний Указа Президента.
Кроме того, в федеральном бюджете на 2025 год прямо указано, что повышение на 13, 2% касается среднемесячной начисленной заработной платы, включая оклады работников бюджетной сферы — медиков, педагогов, сотрудников культуры. Это подтверждает, что индексация должна затрагивать основную часть заработка, а не дополнительные выплаты. Если же муниципалитеты игнорируют это требование, их действия могут быть оспорены через трудовую инспекцию или суд, так как нарушается принцип справедливой оплаты труда, закрепленный в статье 22 ТК РФ.
Крайне важно тщательно изучить формулировки трудовых договоров работников и локальных нормативных актов муниципалитетов. Если стимулирующие выплаты не прописаны как обязательные и регулярные, их использование вместо повышения окладов создает риски признания таких действий незаконными. В подобных ситуациях требуется детальный правовой анализ как Указа Президента, так и внутренней документации организации, чтобы определить, соответствуют ли действия местных властей законодательству.