-
Вопрос № 00233649
ИП с 01.01.26 по 31.07.26 работал на УСН с ндс5%. С августа подал на аусн (но не имел право применять аусн доход за 2025 год был больше 60млн), отказ не получил от ФНС. 24.09.26 подал заявление об утрате права (получив уведомление о вызове, само уведомление об утрате аусн в ЛК аусн не получал) и одновременно на переход на УСН. Подскажите, если ФНС всё-таки не одобрит переход на УСН, то с какого месяца ИП окажется на осно?
Здравствуйте, Дарья!
Индивидуальный предприниматель утрачивает право на применение АУСН с момента наступления основания, если это право отсутствовало с 1 августа 2026 года.
Если ФНС не одобрит переход на УСН по каким-либо причинам (например, из-за пропущенных сроков подачи заявления или невыполнения условий для перехода), то с момента утраты права на АУСН вы автоматически переходите на общую систему налогообложения (ОСНО).
Переход на ОСНО происходит с 1 числа месяца, в котором утрачено право на спецрежим (п. 4 Ст. 346.13 НК РФ).
ФНС может доначислить налоги, пени и штрафы за период, в который фактически должно было применяться ОСНО.
Если у вас есть вопросы по срокам или уведомлениям, обратитесь к юристу на индивидуальной основе для детальной оценки документов и сроков, так как могут быть различные нюансы.
Если ФНС не одобрит переход на УСН, ИП будет считаться применяющим ОСНО с 1 августа 2026 года. Это следует из ч. 6 Ст. 4 Федерального закона от 25.02.2022 № 17-ФЗ: право на АУСН утрачивается с начала календарного месяца, в котором допущено нарушение условий его применения. Поскольку доход за 2025 год превысил 60 млн руб., ИП изначально не имел права применять АУСН (подп. «Б» п. 1 Ст. 9 Федерального закона от 08.08.2024 № 259-ФЗ).
Следовательно, нарушение возникло с месяца начала применения АУСН — с августа 2026 года, и именно с 01.08.2026 возникает обязанность по ОСНО (НДС, НДФЛ). Уведомление о переходе на УСН, поданное 24.09.2026, считается поданным с нарушением срока (до 15-го числа месяца, следующего за месяцем нарушения), что не даёт права на УСН. Рекомендую обратиться в ФНС за письменным разъяснением по вашей ситуации.
А как тогда п.9 ст.4 17фз, что с даты получения уведомления об утрате права на аусн в ЛК ИП, то есть 30 календарных дней для подачи уведомления о переходе на УСН? Т.е у ИП есть право подать, а принять или отказать это на милость инспектора, верно?
Если ФНС откажет в переходе на УСН, то с момента утраты права на АУСН (август 2026 года) ИП будет считаться применяющим общий режим налогообложения (ОСНО).







