-
Вопрос № 00231441
Добрый день! Попала на машине в дтп. Виновник не я. Очень долгое время судились со страховой компанией, так как на ремонт страховая не отправляет, а платит выплату на ремонт, которой прям совсем не хватало. Суды были выиграны, страховая оплатила всё что присудил суд (на ремонт, моральный ущерб...). Спустя какое-то время пришло письмо на почту, в нём я прочитала что страховая подала в налоговую якобы я обогатилась. Деньги же суд присудил мне выплатить не просто так, а на ремонт. Это не подарок какой-то, не от продажи чего-либо у меня деньги появились, а на ремонт. Нормальна ли такая практика платить 13% налога от суммы, которую страховая выплатила по суду на ремонт?
Нет, платить 13% со всей суммы, присужденной судом, вы не должны. Это незаконное требование, но важно разобраться, из чего состоит ваша выплата.
Что не облагается налогом
Сумма страхового возмещения на ремонт, взысканная по суду (как по ОСАГО, так и по КАСКО, если речь о возмещении ущерба), не является вашим доходом. Это компенсация уже понесенных вами расходов или убытков. Согласно разъяснениям Минфина и ФНС, такие выплаты не облагаются НДФЛ.
Облагаются налогом только так называемые «штрафные» выплаты, которые суд присудил вам дополнительно:
Неустойка за просрочку выплаты (ст. 12 Закона об ОСАГО).
Штраф за неисполнение требований добровольно (Закон о защите прав потребителей).
Проценты за пользование чужими денежными средствами.
Эти суммы действительно являются вашим доходом и облагаются НДФЛ.
Что делать
Посмотрите на решение суда. В нем должно быть четко расписано, из чего состоит взысканная сумма.
Если страховая выплата на ремонт — самая большая часть (а неустойки и штрафы — небольшие), то налоговая, скорее всего, требует налог именно с них.
Ваши действия: Подайте в налоговую письменные пояснения, приложив копию решения суда и расшифровку сумм. Укажите, что сумма возмещения ущерба не подлежит налогообложению, а налог (если он есть) должен быть удержан только с неустоек и штрафов.
С самой суммы на ремонт автомобиля и с компенсации морального вреда платить налог 13% вы не должны. Страховая компания передала данные в налоговую только на ту часть судебных выплат, которая по закону считается вашим «доходом» — это штрафы и неустойки, которые суд взыскал со страховой за то, что она затягивала процесс или недоплатила.
Поскольку суд обычно обязывает страховую выплатить вам всю сумму целиком (не вычитая из нее налоги в процессе исполнения решения), у страховой компании технически нет возможности удержать 13% в момент перевода денег.
В таком случае по закону (п. 5 Ст. 226 Налогового кодекса РФ) страховая обязана до 25 февраля следующего года сообщить в налоговую инспекцию о том, что вам выплачен доход, с которого не был удержан налог. Письмо, которое вы получили, — это стандартное уведомление о выполнении этой обязанности.
Какую именно сумму дохода страховая указала в письме для налоговой?
Если речь об ОСАГО, сама выплата страхового возмещения на восстановительный ремонт НДФЛ не облагается. ФНС прямо указывает, что страховые выплаты по ОСАГО не являются доходом, а суммы, необходимые для ремонта поврежденного автомобиля, также не образуют налоговую базу (ст. 213 НК РФ). Однако штраф, неустойка и некоторые иные суммы, присужденные судом, могут облагаться отдельно; судебные расходы освобождены от НДФЛ по п. 61 Ст. 217 НК РФ. Поэтому платить 13% со всей присужденной суммы неправомерно. Нужно направить в налоговую возражения с решением суда и расчетом, где отдельно указано назначение каждой выплаты.
Добрый день! Страховые выплаты по ОСАГО/КАСКО не облагаются НДФЛ (13%), потому что это не доход, а возмещение ущерба. Письмо страховой в ФНС — обычная практика (страховщики обязаны сообщать о выплатах), но само по себе это не означает, что вы должны платить НДФЛ. Нужно представить в ФНС документы (решение суда, платёжки подтверждающие перечисление денежных средств) и письменно пояснить, что деньги пошли на ремонт- налог не начислят.
Здравствуйте. Налог зависит от состава выплаты. По п. 1 Ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) возмещение расходов на восстановление автомобиля, присужденное судом, НДФЛ не облагается. Выплаты по обязательному страхованию также не входят в налоговую базу (ст. 213 НК РФ). Моральный вред не облагается, но штрафы и неустойки могут облагаться. Проверьте расчёт по каждой сумме.
Это компенсация за ущерб причиненый Вашему авто, но никак ни Ваш доход, подлежащий налогооблажению.







