-
Вопрос № 00231009
Жене в 2019 досталась квартира от тетки, жена умерла и в собственность на эту квартиру вступила дочь. Умерла дочь и собственником стал я. Квартиру продал за 5,5 мил. и купил дом за 4,1 (то есть недвижимость на недвижимость) заплатил налог от прибыли 190 тыс. через год налоговая прислали налог почти 700 тыс. и штраф
что делать?
Добрый день! Сумма, начисленная ФНС, может быть завышена, однако расчет «продал квартиру за 5, 5 млн — купил дом за 4, 1 млн — налог только с разницы 1, 4 млн» сам по себе неверен. Покупка нового дома не является расходом на приобретение проданной квартиры.
В первую очередь нужно проверить срок владения. Поскольку квартиру Вы получили по наследству от дочери, для Вас трехлетний срок считается со дня смерти дочери, а не с момента регистрации права и не с 2019 года, когда квартиру получила жена. Если к моменту продажи прошло три года и более, доход от продажи вообще освобождается от НДФЛ; тогда доначисленный налог, пени и штраф имеются основания оспаривать.
Если трех лет не прошло, налог действительно возникает, но доход от продажи можно уменьшить как минимум на имущественный вычет до 1 млн руб. Либо, при наличии оснований, на документально подтвержденные расходы наследодателя на приобретение квартиры. Кроме того, если дом за 4, 1 млн руб. Был приобретен в том же календарном году и Вы ранее не использовали полностью имущественный вычет при покупке жилья, можно заявить отдельный вычет на приобретение дома — в пределах 2 млн руб. Это не то же самое, что просто вычесть 4, 1 млн из цены квартиры.
Сейчас необходимо получить именно решение ФНС и расчет доначисления и проверить, какие вычеты инспекция учла. Если решение еще не вступило в силу, апелляционная жалоба подается в течение месяца; вступившее в силу решение, не обжалованное апелляционно, можно обжаловать в вышестоящий налоговый орган в течение года. К жалобе следует приложить свидетельство о смерти дочери, документы о наследовании, договор продажи квартиры, договор и платежные документы на покупку дома, а при необходимости подать уточненную декларацию 3-НДФЛ. По указанным Вами цифрам начисление почти 700 тыс. Руб. Без проверки примененных вычетов оплачивать как бесспорное я бы не рассматривала.
Главная ошибка заключается в том, что в российском налоговом праве не существует понятия «обмен недвижимости на недвижимость» для освобождения от НДФЛ. Продажа квартиры и покупка дома рассматриваются как две совершенно разные сделки. Снизить налог «автоматически» за счет покупки нового жилья нельзя (если только у вас нет двух и более несовершеннолетних детей, для которых действует спец льгота).
Для унаследованного имущества минимальный срок владения, после которого недвижимость можно продать без налогов, составляет 3 года. Этот срок начинает течь со дня смерти наследодателя.
Если квартира теткой, женой или дочерью когда-то покупалась (а не была приватизирована или получена бесплатно), вы имеете право уменьшить свой доход на сумму, которую наследодатель потратил на ее покупку. По закону (ст. 220 НК РФ) наследники могут учитывать расходы тех, от кого им досталось имущество.
Напишите ходатайство снижении штрафов и пени. В связи с тяжелыми жизненными обстоятельствами (смерть близких родственников) и добросовестным заблуждением (вы ведь частично оплатили налог) налоговая инспекция или суд имеют право снизить штрафные санкции в 2 и более раз (ст. 112, 114 НК РФ).
Налоговая, скорее всего, ошиблась и не учла ваши расходы на покупку этой квартиры или расходы наследодателя. Вам нужно подать уточнённую декларацию 3-НДФЛ, чтобы уменьшить налог, и обжаловать требование об уплате.
Нюанс: Вы продали квартиру за 5, 5 млн и купили дом за 4, 1 млн. Если вы владели квартирой менее 3 лет, налог платится с разницы между доходом и расходами. Но если вы не подтвердили расходы на покупку квартиры, налоговая посчитала налог со всей суммы: 5, 5 млн минус 1 млн вычета, получается 4, 5 млн, умноженные на 13%, это 585 000 рублей плюс штраф. Ваша уплата 190 000 рублей, вероятно, налог только с разницы, которую вы заявили. Нужно доказать расходы.
Сохранились ли у вас документы, подтверждающие расходы на покупку квартиры (договор купли-продажи, расписки, платежки), и когда именно вы продали квартиру? От этого зависит, сможете ли вы снизить налог до нуля.
Здесь нужно проверить расчет налоговой: покупка дома за 4, 1 млн сама по себе не означает, что налог с продажи квартиры уменьшается на 4, 1 млн — это разные основания вычета по ст. 220 НК РФ. Важный момент: для наследованной квартиры срок владения считается с даты смерти наследодателя; минимальный срок обычно 3 года (п. 3 Ст. 217.1 НК РФ). Если квартира сначала перешла жене, затем дочери, затем вам, нужно установить даты двух смертей и продажи. Если 3 года не прошли, можно уменьшить доход, в частности, на документально подтвержденные расходы наследодателя при наличии необходимых документов. Штраф и начисление почти 700 тыс. Нужно обжаловать, если налоговая неверно определила период владения или налоговую базу.
При продаже квартиры налог (НДФЛ) составляет 585 000 рублей (5 500 000 - 1 000 000 = 4 500 000 х 13 %). Что делать? Использовать право на снижение суммы налога от продажи квартиры, предоставляемое налогоплательщику при покупке жилого дома. Это будет 585 000 - 260 000 = 325 000 рублей к оплате. Больше, чем 190 000 рублей, но и значительно меньше 700 000 рублей. Жалоба, на решение ФНС о начислении неправильной суммы налога.
Почитать бы, что пишет налоговая, так трудно сказать.







