Налоговая ставка для нерезидента РФ при получении дохода в России от юр. лиц на ИП на НПД?

(5 ответов)

Здравствуйте! Я хочу открыть ИП на НПД не являясь налоговым резидентом РФ. Доход планирую получать от юр. лиц, осуществляющих свою деятельность на территории РФ. Подскажите, пожалуйста, мне в таком случае нужно платить налог с доходов 30% или 6%? Заранее благодарю за ответ

Беляев Евгений Евгеньевич
  • Опытный юрист - юрист со стажем от 15 лет
  • Подробный ответ - ответ более 350 символов
Отвечает юрист
Стаж 32 года

Добрый день.

Если Вы являетесь лицом, которое вправе регистрироваться в качестве плательщика НПД, то при получении дохода от юр.лиц находящихся в РФ налог, при условии что доход соответствует требованиям для обложения НПД, будет именно 6%.

Основные риски в данной ситуации - наличие налога в стране Вашего резидентства, варианты переквалификации ФНС отношений с заказчиками с трудовые, наличие доходов в стране резидентства, которые ФНС может квалифицировать как доходы ИП РФ, наличие риска в получении оплат от заказчиков на счета в банки РФ как фактор обхода санкций США или ЕС и т.д. Одни словом требуется не только смотреть на ставку налога в РФ, прорабатывать схему работы в комплексе отдельно и заранее.

Будет необходимо разобрать - обращайтесь( контакты в профиле)

С уважением Евгений Беляев

Гость
Спасибо, Евгений Евгеньевич, за ваш профессионализм и оперативность! Желаю вам крепкого здоровья и долгих лет успешной работы.
Беляев Евгений Евгеньевич
Беляев Евгений Евгеньевич Юрист прошел модерацию
Отвечает юрист
Стаж 32 года

Вам нужно прорабатывать те моменты и риски, что я указал. Исходя из практической работы в рамках построения схем ведения международного бизнеса именно они имеют для Вас значение. Будет необходимо - обращайтесь через профиль ( общение через контакты указанные в нем ).

Юристы по налоговому праву

Подборка юристов, которые специализируются на вопросах этой категории и помогут в вашей ситуации.

Открыть список
Ибрагимова Альбина Расфаровна
  • Опытный юрист - юрист со стажем от 15 лет
  • Высокий рейтинг - юрист с рейтингом от 9 баллов
  • Подробный ответ - ответ более 350 символов
Отвечает юрист
Стаж 24 года

Вы можете использовать самозанятость из-за границы только для доходов от заказчиков из РФ. Если у вас клиент в стране проживания или любой другой зарубежной юрисдикции, проводить эти деньги через российское приложение «Мой налог» нельзя — такие доходы должны облагаться налогами по законам той страны, где вы фактически живете

для предметного обсуждения всех деталей, рекомендую вам обратиться лично к экспертам по налогам, чтоб обсудить все индивидуальные тонкости

в вашем случае это все очень серьезно, чтоб избежать 115-ФЗ и 161-ФЗ

Если вы решите принимать деньги от российских заказчиков напрямую на карту иностранного банка, внимательно изучите правила валютного контроля РФ, чтобы избежать крупных штрафов

Если мои рекомендации оказались полезными, оставьте ваш отзыв в моем профиле
Ибрагимова Альбина Расфаровна
  • Опытный юрист - юрист со стажем от 15 лет
  • Высокий рейтинг - юрист с рейтингом от 9 баллов
  • Подробный ответ - ответ более 350 символов
Отвечает юрист
Стаж 24 года

Законодательство России не запрещает регистрацию ИП гражданам РФ, проживающим за границей, а Минфин официально подтверждает, что возможность применения режима самозанятости не зависит от статуса налогового резидента. При этом ставка налога останется стандартной: 4% при работе с физлицами и 6% при работе с юрлицами и ИП. Повышенная ставка для нерезидентов (30%) в данном случае не применяется, она для НДФЛ

вы сами проживаете на территории России?

Зарегистрировать ИП на НПД, находясь за пределами России, могут только граждане РФ или граждане стран ЕАЭС (Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия)

Если мои рекомендации оказались полезными, оставьте ваш отзыв в моем профиле
Гость

Благодарю Вас за ответ, нет, не проживаю на территории России, но гражданство РФ

Разумовская София Дмитриевна
  • Быстрый ответ - ответ в течение 15 минут
  • Высокий рейтинг - юрист с рейтингом от 9 баллов
  • Активный юрист - юрист, ответивший более 50 вопросов за 7 дней
  • Подробный ответ - ответ более 350 символов
Отвечает юрист
Стаж 8 лет

Ставка налога зависит от вашего гражданства, а не от резидентства. Если вы гражданин РФ или страны ЕАЭС (Беларусь, Казахстан, Армения, Кыргызстан), вы вправе применять НПД, и налог с доходов от российских юрлиц составит 6% (ст. 10 Закона № 422-ФЗ). Налоговое резидентство значения не имеет.

Если вы гражданин иного государства, НПД вам недоступен. В этом случае доход от российских юрлиц облагается НДФЛ по ставке 30% как доход нерезидента от источников в РФ.

✅КРУГЛОСУТОЧНО ♻️ Консультации и составление документов - в ТГ, Мах, ВК, Whats'App (контакты в профиле) (ПЛАТНО). Отзывы о работе - в ТГ-канале Буду рада Вам помочь!
Гость
Спасибо за вашу готовность помочь и профессиональный подход!
Довгань Денис Александрович
  • Быстрый ответ - ответ в течение 15 минут
  • Активный юрист - юрист, ответивший более 50 вопросов за 7 дней
  • Подробный ответ - ответ более 350 символов
Отвечает юрист
Стаж 1 год

В вашем случае нужно будет платить налог по ставке 6%.

Статус налогового нерезидента не увеличивает ставку Налога на профессиональный доход (НПД) до 30%. Согласно закону № 422-ФЗ и официальным разъяснениям ФНС, условия и ставки для самозанятых (включая ИП на НПД) фиксированы и не зависят от налогового резидентства. Повышенная ставка НДФЛ 30% к доходам от спецрежима НПД не применяется.

✅ Готов оказать юридические услуги в любом виде (платно). Контакты (TG, MAX, WhatsApp), доступны в анкете, с уважением, Довгань Д.А. Для консультаций (платных) писать в мессенджер.
Гость
Спасибо за грамотный подход и ясные рекомендации!
На ваш вопрос ответила нейросеть, вы можете уточнить детали или задать другой вопрос
Ответ сгенерирован нейросетью и носит справочный характер: возможны неточности, он не заменяет консультацию юриста. Более точное решение по вашей ситуации дадут юристы HARANT.
Ответ нейросети:
Суть ситуации и правовая оценка
Ваша цель — открыть ИП и применять налог на профессиональный доход (НПД, «самозанятый»), находясь при этом в статусе нерезидента РФ по налогам. Доход вы планируете получать от российских юридических лиц.

Какие нормы права применимы
Режим НПД регулируется Федеральным законом от 27.11.2018 № 422-ФЗ. Налоговым резидентством для целей НДФЛ руководствуются ст. 207–208 НК РФ. Для ИП применяется гл. 23 НК РФ (НДФЛ) и гл. 26.5 (НПД).

Риски, сроки, ответственность и нюансы
1. Применять налог на профессиональный доход (НПД) вправе как физические лица, так и индивидуальные предприниматели (ч. 1 ст. 2 Закона № 422-ФЗ), независимо от налогового резидентства (письмо ФНС России от 14.10.2020 № БС-4-11/17022@).
2. Ставка налога для доходов от российских юрлиц по НПД — 6% (ч. 1 ст. 10 Закона № 422-ФЗ), вне зависимости от статуса резидента.
3. Если вы выберете иной режим (например, упрощённую систему или общую), то для нерезидентов ставка НДФЛ по доходам от предпринимательства составляет 30% (п. 3 ст. 224 НК РФ).
4. При НПД вы не сможете нанимать работников и должны соблюдать ограничения по видам деятельности и сумме дохода (до 2,4 млн руб. в год).
5. Если вы не находитесь на территории РФ, технически зарегистрироваться как самозанятый можно только при наличии ИНН и доступа к российским сервисам (приложение «Мой налог»). ФНС может запросить подтверждение вашего нахождения на территории РФ.

Пошаговые действия
1. Проверьте, есть ли у вас российский ИНН и доступ к приложению «Мой налог».
2. Зарегистрируйтесь в качестве самозанятого (НПД) через приложение или сайт ФНС.
3. При необходимости — оформите ИП, но для НПД это не обязательно.
4. При получении дохода от юрлиц в РФ платите налог по ставке 6% через сервис «Мой налог».
5. Следите за ограничениями по видам деятельности и сумме дохода.

Что нужно уточнить
— Находитесь ли вы физически на территории РФ (это важно для регистрации и применения НПД)?
— Есть ли у вас российский ИНН и доступ к российским сервисам?
— Не планируете ли вы нанимать работников или вести деятельность, не подпадающую под НПД?

Вывод
Если вы зарегистрируетесь как самозанятый (НПД), налог с дохода от российских юрлиц будет 6%, независимо от налогового резидентства. Если выберете иной режим, ставка будет 30%. Для точной оценки вашей ситуации и нюансов регистрации за пределами РФ рекомендую проконсультироваться с юристом.
Остались вопросы?

Задайте вопрос всем юристам на сайте
573 юриста отвечают
20 минут среднее время ответа
179 вопросов за сутки
Опишите ваш вопрос или ситуацию простыми словами. Начните с вопросительных слов, таких как «Что», «Как», «Можно ли» и т.д.

Юристы по Налоговому праву