Ндс?

(6 ответов)

У меня ИП основной ОКВЭД 41.20, покупаю участок, строю дом, ввожу в эксплуатацию и потом продаю физлицу, налогообложение УСН доходы, в 2025 году по фирме проходили и подрядные работы были перечисления из ооо в мое ип, в совокупности у меня было поступлений с моими продажами 29 млн рублей, становлюсь ли я плательщиком ндс в 2026 году?

Ватолин Александр Иванович
  • Опытный юрист - юрист со стажем от 15 лет
  • Высокий рейтинг - юрист с рейтингом от 9 баллов
  • Активный юрист - юрист, ответивший более 50 вопросов за 7 дней
  • Подробный ответ - ответ более 350 символов
Отвечает адвокат
Стаж 25 лет

Ответы так называемых коллег демонстрируют вопиющее незнание основ налоговой реформы и содержат ссылки на несуществующие нормы закона (выдуманный лимит в 20 млн рублей и фантастическую ставку НДС 22%). Согласно ст. 145 Налогового кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 12.07.2024 № 176-ФЗ), индивидуальные предприниматели на УСН признаются плательщиками НДС, однако они автоматически освобождаются от его исчисления и уплаты, если сумма их доходов за предшествующий календарный год не превысила 60 миллионов рублей. Никакого снижения лимита до 20 млн рублей в 2026 году закон не предусматривает — базовый порог остается 60 млн руб. (И в дальнейшем подлежит ежегодной индексации). Ваш совокупный доход по всем видам деятельности (как от продажи домов, так и от подрядных работ) за 2025 год составил 29 млн рублей. Это более чем в два раза ниже установленного законом порога в 60 млн. Следовательно, в 2026 году вы не становитесь плательщиком НДС. Вам не нужно применять никакие спецставки (5% или 7%), вы не теряете право на освобождение и не обязаны сдавать декларации по НДС. Вы продолжаете работать в 2026 году в привычном режиме УСН «Доходы», уплачивая только свой базовый налог со всей суммы поступлений. Забудьте про НДС, пока ваш годовой оборот не пробьет отметку в 60 миллионов.

Pax et felicitas infinita omnibus.
Юристы по налоговому праву

Подборка юристов, которые специализируются на вопросах этой категории и помогут в вашей ситуации.

Открыть список
Довгань Денис Александрович
  • Быстрый ответ - ответ в течение 15 минут
  • Активный юрист - юрист, ответивший более 50 вопросов за 7 дней
  • Подробный ответ - ответ более 350 символов
Отвечает юрист
Стаж 1 год

С 1 января 2026 года вы формально становитесь плательщиком НДС, однако фактически платить НДС и подавать декларации по вашему основному направлению (продажа построенных жилых домов) вам не придется благодаря постоянной льготе в Налоговом кодексе.

По закону с 2026 года лимит дохода для автоматического освобождения от НДС снижен с 60 млн до 20 млн рублей за предыдущий год. Так как в 2025 году ваши совокупные доходы (продажи плюс подряды) составили 29 млн рублей, вы превысили этот порог и теряете право на автоматическое освобождение по статье 145 НК РФ.

Если в 2026 году вы продолжите оказывать строительные или подрядные услуги для ООО (не продажа готового жилья, а именно работы), то эти операции будут облагаться НДС, так как льгота ст. 149 НК РФ на строительные подряды не распространяется. В качестве спецрежима для УСН при вашем доходе (до 250 млн руб.) вы сможете применять пониженную ставку НДС 5% без права на налоговые вычеты.

✅ Готов оказать юридические услуги в любом виде (платно). Контакты (TG, MAX, WhatsApp), доступны в анкете, с уважением, Довгань Д.А. Для консультаций (платных) писать в мессенджер.
Элина
Большое спасибо, Денис Александрович, за внимательность и чёткий ответ!
Соколов Руслан Иванович
  • Быстрый ответ - ответ в течение 15 минут
  • Подробный ответ - ответ более 350 символов
Отвечает адвокат
Стаж 19 лет

Становитесь. Да, в Вашем случае доход за 2025 год в размере 29 000 000 рублей является основанием для того, чтобы с 1 января 2026 года Вы стали плательщиком НДС.

Дело в том, что с 2026 года для УСН действует лимит: если доход за предыдущий год (в вашем случае за 2025) превышает 20 000 000 рублей, право на автоматическое освобождение от НДС утрачивается. То есть, порог в 20 000 000 рублей — это не про переход с УСН на ОСНО, а именно про сохранение на УСН при одновременном появлении обязанности исчислять и уплачивать НДС

С 2025 года налогоплательщики на УСН становятся плательщиками НДС, если их доход за предыдущий календарный год превышает установленный порог. Как я указал, с 2026 года этот порог составляет 20 000 000 рублей.

Элина
Спасибо за развернутый ответ, Руслан Иванович!
Ибрагимова Альбина Расфаровна
  • Опытный юрист - юрист со стажем от 15 лет
  • Высокий рейтинг - юрист с рейтингом от 9 баллов
  • Подробный ответ - ответ более 350 символов
Отвечает юрист
Стаж 24 года

В каком случае у плательщика УСН с 01.01.2026 возникает обязанность исчислять и уплачивать НДС в бюджет

Если доходы за 2025 год превысили 20 млн рублей, то с 01.01.2026 у плательщика
УСН возникает обязанность по исчислению и уплате НДС в бюджет.

При этом если он обязан исчислять и уплачивать НДС в бюджет, однако осуществляет не признаваемые объектом налогообложения НДС или необлагаемые НДС
операции, то по таким операциям у него не возникает указанная обязанность.
Перечень операций и условия освобождения от уплаты НДС приведены в статьях
146, 149 НК РФ.

Если мои рекомендации оказались полезными, оставьте ваш отзыв в моем профиле
Арзуманян Раксана Владимировна
  • Высокий рейтинг - юрист с рейтингом от 9 баллов
  • Активный юрист - юрист, ответивший более 50 вопросов за 7 дней
  • Подробный ответ - ответ более 350 символов
Отвечает юрист
Стаж 13 лет

Да. Если 29 млн руб. — Это именно доходы ИП, учитываемые при УСН за 2025 год, то с 01.01.2026 вы обязаны исчислять и уплачивать НДС, поскольку превышен лимит 20 млн руб. По п. 1 Ст. 145 НК РФ. При этом учитываются доходы от всех операций ИП, а не только от продажи домов. То есть поступления от ООО за подрядные работы также учитываются, если это доход ИП по УСН. При доходе 29 млн руб. В 2025 году в 2026 году можно применять специальную ставку НДС 5% либо общеустановленную 22% с вычетами

✅ если вам необходима дополнительная помощь (составление документов, консультация) - пишите в любой мессенджер (ТГ, Макс, Ватс ап). Отвечаю оперативно! ✔️
Элина
Огромная благодарность за вашу оперативную помощь! Успехов в делах!
Варминский Виктор Игоревич
  • Быстрый ответ - ответ в течение 15 минут
Отвечает юрист
Стаж 4 года

Да, с 1 января 2026 года вы становитесь плательщиком НДС. Ваш совокупный доход за 2025 год (29 млн ₽) превысил новый лимит в 20 млн ₽, при котором на УСН сохраняется автоматическое освобождение от НДС.

Элина

Но в ст 149 пишется что готовые дома не облагаются ндс, они попадают под льготу

Варминский Виктор Игоревич
Варминский Виктор Игоревич Юрист прошел модерацию
Отвечает юрист
Стаж 4 года

Операции по реализации жилых домов и помещений не облагаются НДС на основании подп. 22 П. 3 Ст. 149 НК РФ. Это освобождение применяется независимо от того, превысили вы лимит или нет. Минфин подтверждал, что ИП на УСН вправе применять эту льготу, даже если доходы превысили порог. Поэтому НДС при продаже домов начислять не нужно.
Однако доходы от продажи жилых домов всё равно учитываются при расчете лимита в 20 млн ₽ для целей НДС. То есть они вошли в ваши 29 млн ₽ и стали одной из причин утраты освобождения.

Варминский Виктор Игоревич
Варминский Виктор Игоревич Юрист прошел модерацию
Отвечает юрист
Стаж 4 года

И не очень понятно, строите или ввели в эксплуатацию.

Элина

Купила участок, построила дом, ввела в эксплуатацию, поставили на кадастр, присвоили адрес и потом продаю физлицу

На ваш вопрос ответила нейросеть, вы можете уточнить детали или задать другой вопрос
Ответ сгенерирован нейросетью и носит справочный характер: возможны неточности, он не заменяет консультацию юриста. Более точное решение по вашей ситуации дадут юристы HARANT.
Ответ нейросети:
1. Суть ситуации и правовая оценка
Вы как ИП на УСН («доходы») с основным ОКВЭД 41.20 (строительство жилых и нежилых зданий) осуществляете деятельность, связанную с покупкой земельных участков, строительством и последующей продажей домов физическим лицам. В 2025 году общий доход (включая поступления от подрядных работ и продажи объектов) составил 29 млн рублей. Вопрос — возникнет ли у вас обязанность перейти на общий режим налогообложения и стать плательщиком НДС с 2026 года.

2. Применимые нормы права
Ключевые нормы:
- Ст. 346.12, 346.13, 346.26 НК РФ — условия применения УСН;
- Ст. 346.13 п. 4 НК РФ — лимит доходов для УСН;
- Ст. 145 НК РФ — освобождение от обязанностей по НДС;
- Ст. 346.43 НК РФ — лимиты для ЕНВД (не актуально с 2021 года, но иногда встречается в старых разъяснениях).

3. Риски, сроки, ответственность, нюансы
- Право на применение УСН теряется, если доходы превысили 200 млн рублей за год (ст. 346.13 НК РФ, с учетом индексации лимита). В 2025 году лимит для УСН — 200 млн рублей, вы его не превысили.
- Однако, если ваш доход превысит 60 млн рублей за год, ставка УСН увеличится (до 8% вместо 6%), но право на УСН сохраняется.
- Если доходы не превысили лимит, вы остаетесь на УСН и не становитесь плательщиком НДС в 2026 году автоматически.
- Исключение: если вы добровольно подадите заявление об отказе от освобождения по НДС (ст. 145 НК РФ) или перейдете на иной налоговый режим.
- Важно: поступления от продажи недвижимости и оказания услуг (подрядные работы) учитываются в доходах для лимита по УСН.
- Если в течение 2026 года ваши доходы превысят лимит, право на УСН утрачивается с начала квартала, в котором превышение произошло — с этого момента вы становитесь плательщиком НДС.

4. Пошаговые действия
- Подтвердите, что в 2025 году все доходы, учитываемые для лимита УСН, действительно составили 29 млн рублей (соответствуют требованиям ст. 346.15 НК РФ).
- Проверьте, что не превышаете лимит по средней численности работников (не более 130 человек).
- Если лимит по доходам не превышен — в 2026 году вы остаетесь на УСН и не становитесь плательщиком НДС.
- Продолжайте отслеживать доходы и лимиты, чтобы не допустить превышения в будущем.
- Если планируете в 2026 году увеличивать доходы, просчитайте риски перехода на ОСНО и возникновения обязанности по НДС.

5. Что нужно уточнить
- Убедитесь, что все поступления, отражённые в доходах, действительно учитываются по правилам ст. 346.15 НК РФ (есть нюансы по авансам, возвратам и т.п.).
- Если были поступления, не связанные с основной деятельностью, их учет для лимита может отличаться.

Для точной оценки вашей ситуации и учета всех нюансов советую обратиться к юристу или налоговому консультанту.
Остались вопросы?

Задайте вопрос всем юристам на сайте
557 юристов отвечают
5 минут среднее время ответа
157 вопросов за сутки
Опишите ваш вопрос или ситуацию простыми словами. Начните с вопросительных слов, таких как «Что», «Как», «Можно ли» и т.д.

Юристы по Налоговому праву