-
Вопрос № 00228919
Здравствуйте!Нужно ли платить налог за продажу дома с земельным участком, если собственник умер в 2006 году, наследственное дело открыто в том же году, право собственности наследниками 2я дочерями оформлена только в 2025 году, притом что одна из дочерей постоянно проживала в этом доме, с какой даты будет исчисляться срок владения?С даты смерти собственника или с даты оформления в ЕГРН и принятия наследства?
Денис, добрый день. В вашем случае ключевым моментом является то, что имущество было получено по наследству. Согласно пункту 3 статьи 217.1 НК РФ, для имущества, приобретенного в порядке наследования, минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества составляет 3 года (независимо от того, когда оно было оформлено, если наследство открыто до 2016 года, или 5 лет в общих случаях).
Согласно законодательству (п. 4 Ст. 1152 ГК РФ и разъяснениям Минфина/ФНС), право собственности на наследственное имущество возникает у наследника со дня открытия наследства, то есть со дня смерти наследодателя.
Тот факт, что право собственности было зарегистрировано в ЕГРН только в 2025 году, а не в 2006-м, не влияет на дату начала отсчета срока владения для целей налогообложения. Регистрация в Росреестре в данном случае лишь подтверждает уже возникшее ранее право.
Таким образом: дата смерти собственника (открытие наследства) - 2006 год; дата регистрации права - 2025 год; дата начала исчисления срока владения - 2006 год (дата смерти).
В таком случае платить налог (НДФЛ) не нужно. При продаже дома и земельного участка, полученных по наследству, если срок владения ими превышает 3 года, доход от продажи полностью освобождается от налогообложения. Декларацию 3-НДФЛ подавать также не требуется.
Денис, здравствуйте! Согласно пункту 4 статьи 217.1 Налогового кодекса РФ, минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества, полученным в порядке наследования, составляет три года. При этом право собственности на наследованное имущество возникает у наследника со дня открытия наследства, то есть со дня смерти наследодателя, независимо от даты государственной регистрации права в ЕГРН (пункт 4 статьи 1152 Гражданского кодекса РФ). Данная позиция подтверждается многочисленными разъяснениями Министерства финансов РФ (например, письмо от 12.08.2025 № 03-04-05/78162) и Федеральной налоговой службы.
Таким образом, срок владения домом и земельным участком в вашем случае исчисляется с 2006 года — даты смерти наследодателя. Поскольку с этого момента до предполагаемой продажи прошло более трех лет, доход от продажи как дома, так и земельного участка освобождается от обложения НДФЛ. Подавать налоговую декларацию 3-НДФЛ в этом случае также не требуется. Дата регистрации права собственности в 2025 году на исчисление срока владения не влияет.
Нет, налог платить не нужно. Срок владения для целей НДФЛ исчисляется **со дня смерти наследодателя** (дня открытия наследства), а не с даты регистрации права в ЕГРН.
Поскольку собственник умер в 2006 году, к моменту продажи (2025 год) срок владения составил более 3 лет. Согласно подп. 1 П. 3 Ст. 217.1 НК РФ и ст. 1114, 1152 ГК РФ, доход от продажи такого имущества освобождается от НДФЛ. Постоянное проживание одной из дочерей в доме на это правило не влияет. Декларацию 3-НДФЛ подавать также не требуется (письмо Минфина России от 02.04.2026 № 03-04-05/27480).
Срок владения считается не с даты оформления в ЕГРН, а с даты открытия наследства, то есть со дня смерти собственника. Если дом и участок перешли по наследству, а наследники приняли его, срок владения исчисляется с 2006 года, даже если свидетельство о праве собственности они получили только в 2025-м. Поэтому при продаже налог платить не нужно, так как прошло больше пяти лет. Но если продажа будет в 2025 году, всё равно подайте декларацию, чтобы налоговой было видно основание освобождения.
Здравствуйте, Денис!
Срок владения исчисляется не с даты открытия наследственного дела, а с даты регистрации права собственности на объект недвижимости в ЕГРН.
Соответственно, минимальный срок владения (3 года) исчисляется именно с 2025 года.
Налог платить не надо, есть соответствующие разьяснения Мин.фина РФ.







