Как обжаловать начисленный налог?

(2 ответа)

Здравствуйте, я гражданин республики Беларусь, в июне 2025 года я приехал в Россию и устроился на работу в сфере нефтедобычи, вахтовым методом, с июля 2025 по конец года я отработал 3 вахты по месяцу, с графиком 1/1, месяц вахты и месяц дома в Беларуси. Сумарно я находился в России 100-105 дней. Высчитывали подоходный налог равный 13%, но сейчас с меня хотят удержать какой-то налог НДФЛ 30, я искал информацию в интернете, нашел только то что я якобы нерезидент, все ли правильно они сделали или может они в чем-то не правы, могут ли они взымать данный налог при таких обстоятельствах? Если нет то чем я могу это доказать , на какие статьи ссылаться?Заранее спасибо за помощь!

Ибрагимова Альбина Расфаровна
  • Опытный юрист - юрист со стажем от 15 лет
  • Высокий рейтинг - юрист с рейтингом от 9 баллов
  • Подробный ответ - ответ более 350 символов
Отвечает юрист
Стаж 24 года

Вам правильно начислен и удержан налог на доходы физических лиц по ставке 30 процентов, поскольку вы не являетесь налоговым резидентом Российской Федерации

согласно п.1 ст.207 НК РФ, налогоплательщиками налога на доходы физических лиц (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

В соответствии с положениями пункта 2 статьи 207 Налогового кодекса Российской Федерации налоговыми резидентами Российской Федерации признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев (т.е. С 1 января по 31 декабря текущего года).

Согласно п.3 ст.224 НК РФ, налоговая ставка устанавливается в размере 30 процентов в отношении всех доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации

Если мои рекомендации оказались полезными, оставьте ваш отзыв в моем профиле
Юристы по налоговому праву

Подборка юристов, которые специализируются на вопросах этой категории и помогут в вашей ситуации.

Открыть список
Мингазов Юрий Саитгареевич
  • Опытный юрист - юрист со стажем от 15 лет
  • Активный юрист - юрист, ответивший более 50 вопросов за 7 дней
Отвечает юрист
Стаж 38 лет

30% Это потому, что Вы не резидет РФ, то есть проживаете в РФ менее полгода.

Пишите,звоните в МАКС , ВАЦАП,поможем.
На ваш вопрос ответила нейросеть, вы можете уточнить детали или задать другой вопрос
Ответ сгенерирован нейросетью и носит справочный характер: возможны неточности, он не заменяет консультацию юриста. Более точное решение по вашей ситуации дадут юристы HARANT.
Ответ нейросети:
Здравствуйте!

Вы абсолютно правильно заметили, что вопрос связан с определением вашего налогового статуса — резидент или нерезидент РФ. Давайте разберёмся по порядку.

1. Кто такой налоговый резидент РФ?


Согласно п.2 ст. 207 Налогового кодекса РФ (НК РФ):

> Налоговыми резидентами Российской Федерации признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

То есть, если вы провели в России менее 183 дней в течение любых подряд идущих 12 месяцев, вы считаетесь налоговым нерезидентом РФ.

2. Ставки НДФЛ для резидентов и нерезидентов


- Резиденты: ставка НДФЛ 13% (пп. 1 п. 1 ст. 224 НК РФ).
- Нерезиденты: ставка НДФЛ 30% (п. 3 ст. 224 НК РФ).

3. Ваш случай


- Вы находитесь в России около 100-105 дней (меньше 183 дней).
- Значит, вы являетесь налоговым нерезидентом, применительно к НДФЛ.

Работодатель обязан удерживать с вашей зарплаты налог по ставке 30%. Если по ошибке удерживали 13%, при выявлении этого факта обязаны доначислить разницу до 30%.

> _Таким образом, ваши работодатели действуют в рамках закона._

4. Есть ли исключения для граждан Беларуси?


- Договор между РФ и Республикой Беларусь "Об избежании двойного налогообложения" (ДИДН) не изменяет определения налогового резидентства для целей НДФЛ: оно определяется по российскому законодательству.
- Исключение: если вы направлены в РФ от белорусского работодателя (командировка), тогда могут быть нюансы. Но если вы устроились на работу в российскую компанию, применяются общие правила.

5. Что можно сделать?


- Если в будущем вы будете находиться в РФ более 183 дней в течение 12 месяцев, сможете получить статус резидента и вернуть излишне удержанный налог (п. 3 ст. 231 НК РФ). Для этого нужно подать работодателю заявление и документы, подтверждающие нахождение в РФ.
- На практике: если за год вы станете резидентом, можно подать заявление на перерасчет НДФЛ по ставке 13% за весь период года.

6. На какие статьи ссылаться


- Статья 207 НК РФ — определение налогового резидента.
- Статья 224 НК РФ — ставки НДФЛ.
- Статья 231 НК РФ — возврат излишне удержанного налога.

---

Вывод


В вашем случае работодатель обязан удерживать с вас налог по ставке 30% как с нерезидента. Нарушений со стороны работодателя нет. Исключений для граждан Беларуси, устроившихся на работу в российскую компанию, нет.

Если в будущем вы станете резидентом — сможете вернуть излишне удержанный налог.

Если останутся вопросы, готов ответить на уточнения!
Остались вопросы?

Задайте вопрос всем юристам на сайте
570 юристов отвечают
3 минуты среднее время ответа
166 вопросов за сутки
Опишите ваш вопрос или ситуацию простыми словами. Начните с вопросительных слов, таких как «Что», «Как», «Можно ли» и т.д.

Юристы по Налоговому праву