Пешкова Елена Юрьевна
В период времени до 15.05.1990 года пенсионное обеспечение регулировалось Законом СССР от 14.07.1956 года "О государственных пенсиях".
В период до 01 января 2002 года пенсионное обеспечение регулировалось Законом РФ от 20.11.1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (далее – закон № 340-1).
На момент обращения в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, им было выработано боле 2/3 стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии в должности и учреждении, работа в которых дает право на эту пенсию, в связи, с чем период прохождения службы в Вооруженных Силах СССР подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 01.11.2013 №5-КГ13-118), Конституционного Суда Российской Федерации в постановлении от 29.01.2004 №2-П со ссылкой на постановление от 24.05.2001 №8-П и определение от 05.11.2002 №320-0 указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
На основании п.п. 1, 4 Положения N 1397 о включении в стаж для досрочного назначения пенсии лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей не менее 25 лет, периодов службы в составе Вооруженных Сил СССР до 01.10.1993 на основании п.п. 1, 4 Положения N 1397, если на момент обращения гражданина за назначением пенсии им помимо данных периодов службы выработан педагогический стаж в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых дает право на досрочную пенсию по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, не менее 16 лет 8 месяцев (2/3 от требуемых 25 лет стажа).
Конституционный Суд РФ в постановлении от 29.01.2004 N 2-П указал, что вносимые законодателем изменения в пенсионное законодательство, в том числе в порядок подсчета общего трудового стажа, не должны приводить к снижению уровня пенсионного обеспечения граждан. Поэтому у граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права: действующее законодательство не препятствует гражданину осуществить оценку приобретенных им до 1 января 2002 года пенсионных прав, в том числе в части, касающейся исчисления трудового стажа и размера пенсии, по нормам ранее действовавшего законодательства.
Согласно п. 3 ст. 10 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ (далее - Закон N 76-ФЗ) время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву - один день военной службы за два дня работы. Согласно Положению о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденному постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397, учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывалась служба в составе Вооруженных Сил СССР и пребывание в партизанских отрядах, служба в войсках и органах ВЧК, ОГПУ, НКВД, НКГБ, МГБ, Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР, Министерства внутренних дел СССР и органах милиции.
Таким образом, в случае, когда при исчислении страхового стажа в порядке, предусмотренном нормами Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ, право на страховую пенсию отсутствует, возможно, применение постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 № 2-П в части исчисления трудового стажа до 01.01.2002 по нормам действовавшего до указанной даты Закона от 20.11.1990 № 340-1.
Решением Верховного суда РФ от 09.06.2016 года N АКПИ16-452, признано недействующим положение о не включении в специальный стаж для назначения льготной пенсии по старости периодов обучения и службы в армии. В данном решении указывается: Установленное абзацем вторым пункта 11 Указания Министерства социальной защиты населения от 20.04.1992 N 1-28-У "О порядке применения Закона "О государственных пенсиях" при назначении пенсий в связи с особыми условиями труда и пенсий за выслугу лет" предписание о том, что при назначении пенсий на льготных условиях периоды приравниваемой деятельности по ранее действовавшему законодательству (учеба, служба в армии, выборочная работа и т.п.) не включаются в специальный трудовой стаж после 1 января 1992 года, разъясняет положения утратившего силу закона, официально не отменено и применяется. Верховный Суд РФ указал, что данное нормативное положение противоречит нормам действующего законодательства, так как по своему содержанию исключает возможность исчисления после 1 января 1992 года специального трудового стажа с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ или иной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж для назначения пенсии на льготных условиях.