Институты гражданского общества в концепции общественной безопасности Российской Федерации

14.07.2023

(обновлено 14.07.2023)

10 мин

16

Юридические заметки

Институты гражданского общества в концепции общественной безопасности Российской Федерации Институты гражданского общества в концепции общественной безопасности Российской Федерации
Под общественной безопасностью понимается состояние защищённости человека и гражданина, материальных и духовных ценностей общества от преступных и

Под общественной безопасностью понимается состояние защищённости человека и гражданина, материальных и духовных ценностей общества от преступных и иных противоправных посягательств, социальных и межнациональных конфликтов, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Впервые Концепция общественной безопасности Российской Федерации увидела свет 20 ноября 2013 года, после утверждения Президентом РФ.  При этом каркас этого документа выработан в соответствии со Стратегией национальной безопасности и Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.  Концепция представляет собой систему взглядов на обеспечение общественной безопасности как части национальной безопасности Российской Федерации[1].

Совет Безопасности РФ в настоящее время разработал новый проект Концепции в соответствии со стратегией национальной безопасности и концепцией долгосрочного социально-экономического развития до 2030 года, который пока не утверждён. Обновленная система общественной безопасности должна противостоять как внутренним, так и внешним угрозам. Так, согласно проекту, информационно-коммуникационные технологии выступают инструментом достижения зарубежными странами своих стратегических целей.  Достигается это различными способами, одним из которых является применение социальной инженерии.

В число угроз общественной безопасности входит также деструктивная деятельность экстремистских организаций, а также лиц, которые являются пособниками таких организаций. Их целью является нарушение нормального функционирования органов государственной власти и расшатывание общественно-политической ситуации. Немало вреда приносят субъекты, вовлекающие несовершеннолетних в преступную деятельность. Это могут быть как отдельные лица, так и целые преступные сообщества. Отдельной строкой стоит выделить применение современных информационных технологий в преступных целях.

Этот документ является основополагающим в стратегическом планировании, определяющим государственную политику в сфере обеспечения общественной безопасности, а также основой для конструктивного взаимодействия в этой сфере сил обеспечения общественной безопасности и институтов гражданского общества, граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства.


Безусловно, важным явлением можно считать, что институтам гражданского общества придано значение в системе реализации мер по обеспечению общественной безопасности Российской Федерации.

Особая значимость взаимодействия с ними отмечается не только в направлениях по противодействию терроризму, экстремизму, коррупции как наиболее острых явлений, требующих постоянного внимания и наблюдения в целях сохранения стабильного развития государства, но и в других сферах жизнедеятельности граждан.

Несмотря на определение взаимодействия институтов гражданского общества с силами по обеспечению общественной безопасности Российской Федерации, нужно отметить в этой взаимосвязи наличие недостаточной определённости их самих, как некой организованной структуры, имеющей реальную возможность реализации данной функции.

Не совсем понятно, с какими именно институтами гражданского общества определено взаимодействие по вопросам обеспечения общественной безопасности и по какой причине они не включены Концепцией в саму систему её обеспечения.

В этой связи целесообразно конкретизировать само понятие «институт гражданского общества» и определиться с существующими, которые возможно могли бы или уже так или иначе осуществляют свою деятельность на данном направлении, порой в некоторой степени действуя вполне самостоятельно от сил обеспечения общественной безопасности, определенных Концепцией.

Понятие «гражданского общества» стало часто использоваться с момента начала реформирования институциональной структуры. В социологической науке институциональные изменения понимаются как перманентный процесс, в котором постоянно происходят различные изменения социально-политических институтов и качественных показателей их деятельности.

Отечественные исследователи пришли к выводу о необходимости реформирования в результате многочисленных обсуждений. Положительные сдвиги возможны в случае движения в сторону уменьшения государственного контроля и формирование социального института, способного существовать без жёсткой регламентации от государства.

Институты гражданского общества имеют весьма разнообразные формы своего выражения. Они могут быть как организованными, так и неорганизованными, созданными временно или постоянно, на международном, или региональном (локальном) уровнях. Можно привести достаточно примеров институтов гражданского общества: общественные объединения социальной направленности (такие как частные музеи, культурные объединения, спортивные союзы и клубы, благотворительные фонды, церковь, больницы и приюты при церквях, объединения по интересам, небольшие группы самопомощи), а также общественные объединения политической направленности (политические партии, союзы и объединения граждан и проч.), общественные объединения правоохранительной направленности (частно-охранные и частно-детективные фирмы, службы безопасности частных предприятий, добровольные пожарные дружины, добровольные патрули по охране правопорядка и т.д.)[2], а также в области оказания квалифицированной юридической помощи (профессиональные юридические сообщества, адвокатура, нотариат).

Гражданское общество есть совокупность негосударственных, неправительственных объединений, которые, участвуя в общественно-политической жизни, реализуют свою деятельность по культурному, социальному, духовному преобразованию общества. При этом деятельность институтов гражданского общества осуществляется в рамках правового поля.

Практика показывает, что в России гражданское общество развивается не только за счёт внутренних ресурсов, но и при серьёзной поддержке государства, т.е. с помощью государственно-правового механизма. Это происходит вследствие неразвитости традиций гражданского общества. Граждане в целом пока не готовы к восприятию такой модели взаимодействия.

Тем не менее, существуют определённые предпосылки развития институтов гражданского общества. Среди них выделяют увеличение ценности личности гражданина, а также новый подход к восприятию экономического поведения и решению общественных проблем.

При этом организации и объединения, входящие в понятие гражданского общества, принято классифицировать по сферам деятельности. Так, выделяют организации, действующие в политической сфере-политические партии и молодёжные объединения. При этом они выполняют специфическую функцию установлению связи между гражданами и государством и некоторые исследователи не относят их к гражданскому обществу. В социально-экономической сфере функционируют НКО, профсоюзные движения, различные благотворительные фонды и волонтёрские организации. Выделяют отдельную сферу, в которую входят такие организации, как нотариат и адвокатура. Они призваны оказывать содействие гражданам в реализации их законных прав и интересов.

Задайте вопрос всем юристам на сайте
234 юриста отвечают
16 минут - среднее время ответа
44 вопроса за сутки
Опишите ваш вопрос или ситуацию простыми словами. Начните с вопросительных слов, таких как «Что», «Как», «Можно ли» и т.д.

Также, в нашей стране существует ряд государственных органов, которые помогают в реализации и развитии институтов гражданского общества, являются, например, институт Уполномоченного по правам человека в России, Общественная палата РФ, Совет по развитию гражданского общества и правам человека.

Основными направлениями непосредственного формирования и поддержки институтов гражданского общества с помощью государственно-правового механизма являются:

  • создание благоприятного законодательного режима для возникновения (государственной регистрации), профессиональной деятельности и развития институтов гражданского общества;
  • предоставление субсидий (финансирования) и других форм государственной поддержки (например, ежегодные субсидии, выдаваемые некоторым фондам);
  • сотрудничество органов государственной власти с институтами гражданского общества, способствующее налаживанию диалога и взаимопонимания между обществом и государством;
  • определенная доля участия органов государственной власти в деятельности некоторых институтов гражданского общества (например, участие специалистов Минюста России и судей в тех или иных видах деятельности квалификационной комиссии адвокатской палаты субъекта РФ, а именно – в проведении квалификационного экзамена на присвоение статуса адвоката).

Основными направлениями косвенного формирования и поддержки институтов гражданского общества с помощью государственно-правового механизма являются:

  • экономические (основами гражданского общества в экономической сфере являются многоукладная экономика, разнообразные формы собственности, регулируемые рыночные отношения);
  • социально-политические (децентрализация властных полномочий, разделение властей, политический плюрализм, доступ  граждан к участию в государственных и общественных делах, верховенство закона);
  • духовные (отсутствие монополии одной идеологии и мировоззрения, свобода совести и вероисповедания, цивилизованность, высокая духовность и нравственность).

В научной среде существует точка зрения, согласно которой гражданское общество является первичным по отношению к правовому государству. Стоит отметить, что данная гипотеза имеет «право на жизнь», поскольку развитое гражданское общество становится первоочередной предпосылкой становления правового государства.

Анализ научной литературы по данной проблеме показал, что исследователи придерживаются следующей позиции: необходимым условием устойчивого государства является развитое гражданское общество. Особенностью российской действительности является мощный государственный аппарат и находящееся на этапе развития гражданское общество. Таким образом, для того чтобы достичь баланса между государством и гражданским обществом, необходимо первое сделать более компактным, а второе развивать, где-то умело заимствуя опыт западных стран.

В качестве примера справедливо привести  европейские государства и США, где граждане берут решение общественных проблем в свои руки. При этом государство почти не участвует в этом процессе.

Уместно отметить, что основная функция гражданского общества-служить проводником между гражданином и государством. При этом последнее не становится диктатором и служит интересам народа.

Институты гражданского общества используются в целях защиты законных прав и интересов различных слоёв населения, поддержки общественных инициатив. Зачастую, посредством различных каналов институты гражданского общества имеют возможность формулировать свои потребности в форме законодательных инициатив.

Важной функцией гражданского общества является компенсационная, которая заключается в том, что различные организации и объединения, сплачивая вокруг себя различных представителей общества, минимизируют противоречия и способствуют установлению гармонии между различными социальными слоями[3].

Гражданское общество – это такой общественный институт, который строится, как правило, на системе горизонтального взаимодействия, которая базируется на условиях сотрудничества и желания изменить мир вокруг себя к лучшему. В любом же государстве доминируют вертикальные связи, основанные на подчинении и распорядительстве.

Итак, формально мы можем отнести к понятию «гражданское общество» все организации, не связанные с государственной властью. Получается, что главными субъектами гражданского общества выступают различные организации благотворительной, спортивно-оздоровительной направленности, а также всевозможные этнические объединения и профсоюзные движения, при этом список не является исчерпывающим. Тем не менее, простая совокупность таких организаций не образует гражданского общества. Для его нормального функционирования необходимо наличие социальных связей между ними и содействие самого населения, желающего изменить жизнь вокруг себя к лучшему. Важным условием успешного развития гражданского общества является наличие правового государства, которое предоставляет некую правовую оболочку для его функционирования.

В ходе развития гражданское общество в неизбежно идёт по пути эскалации контроля общества за государственными органами и институтами. Именно на этом этапе многие развивающиеся общества сталкиваются с тем, что большинство общественных активистов, выступающих за развитие гражданского общества, не поддерживают идеи всеобъемлющего общественного контроля за государством. Несмотря на это, именно общественный контроль, по мнению многих исследователей, является тем инструментом, который поможет преодолеть системный кризис, который тормозит социально-экономическое развитие нашей страны.

Важнейшим условием эффективного решения общественных проблемы решались, с меньшими издержками, является взаимодействие институтов гражданского общества и государства, в основе которого лежит понятная всем участникам система взаимодействия, которая приносит пользу обоим сторонам.

Итогом таких преобразований будет являться развитое гражданское общество, которое послужит ключевым условием формирования правового государства.

Несомненно, стоит учитывать тот факт, что любой институт гражданского общества необходимо закреплять законодательно. Таким образом он приобретает правовой статус, т.е. набор прав и обязанностей. Это реализуется с помощью внесения изменений в закон или подзаконный акт или издание нового нормативно-правового акта.

Возможно, разработчиками новой Концепции обеспечения общественной Безопасности Российской Федерации будут учтены и более конкретно определены механизмы взаимодействия и регулирования институтов гражданского общества с государственными структурами, в чью непосредственную функцию входит эта деятельность.

[1] Концепция общественной безопасности Российской Федерации (утв. Президентом РФ 20 ноября 2013 г.)// © 1998–2021 ФГБУ «Редакция «Российской газеты», публикация от 29.11.2013
[2] Давлетшина Р.Р. Правовое положение институтов гражданского общества в Германии // Вестник Башкирского университета. 2012. Т. 17. №4. С. 1905.
[3] Шайхуллин М.С. О правовых гарантиях взаимодействия муниципальной власти и институтов гражданского общества // Вестник ВЭГУ. 2016. № 4 (84). С. 121

Статья была полезна?

Не нашли ответа? Задайте его юристам

Давыдов Денис Валентинович

Институты гражданского общества во взаимодействие с государством

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все отзывы
logo