- 16.06.2025 21:01
Здравствуйте! Сегодня ходил на собеседование в ночной бар (всего нас было человек 12-15). Хотел устроиться официантом, но менеджер предупредила, что поскольку у нас отсутствует опыт работы, мы должны пройти курсы по соответствующей специальности. Стоило это аж целых 23 000 рублей, но там была возможность оплатить в рассрочку через Тинькофф или Яндекс Сплит. Я выбрал 2 вариант. Договор не был заключён на бумаге, только в электронном варианте, насколько я понимаю. С завтрашнего дня начинаются лекции. Возможно ли как-то вернуть деньги или уже всё?
Вы описали типичную схему псевдо-трудоустройства, когда под видом “обязательного курса” от соискателей требуют деньги — часто это на грани мошенничества или, как минимум, крайне неэтичная практика. Вот как разбирать ситуацию и что делать дальше:
1. Правовые нюансы
Ваш договор
Если был выбран вариант через Яндекс Сплит — значит, вы согласились с офертой и состоялся электронный договор (он имеет юридическую силу наравне с бумажным).
Обычно это договор оказания образовательных/информационных услуг.
Факт оплаты или оформления рассрочки — подтверждение вашего согласия с условиями.
Чаще всего такие организации:
Не гарантируют трудоустройства.
После “обучения” ограничиваются рекомендацией или вообще игнорируют бывших “студентов”.
2. Можно ли вернуть деньги?
Сразу отвечу — попробовать вернуть деньги можно и нужно!
Закон о защите прав потребителей (ФЗ “О защите прав потребителей”, ст. 32):
Потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время, при условии оплаты исполнителю фактически понесённых расходов.
Вы можете расторгнуть договор до начала обучения (лекций) и получить почти полную сумму обратно — оплатить должны только уже понесённые расходы (по факту их у “школы” нет).
Если курс уже стартовал — удерживается сумма пропорционально уже “оказанным” услугам (на практике — за реально пройденные лекции).
3. Пошагово — что делать
1. Откройте договор (на почте/в личном кабинете на платформе рассрочки/сплит-платежа).
Найдите пункты, касающиеся “отказа от услуг”, “расторжения”, “возврата денежных средств”.
2. Срочно направьте исполнителю (организации, с которой заключали договор), письменное заявление об отказе от обучения и возврате денег.
Делайте это до начала первой лекции (или как можно скорее после оплаты).
В заявлении укажите:
ФИО, номер договора, дату оплаты.
Формулировку: “На основании ст. 32 ФЗ ‘О защите прав потребителей’ прошу расторгнуть договор об информационно-образовательных услугах и вернуть уплаченную сумму”.
3. Если не отвечают или отказываются возвращать:
Направьте жалобу в банк-эмитент (Яндекс Сплит/Яндекс, в чат поддержки — с требованием аннулировать сделку как спорную/возврат по закону), приложите заявление на возврат.
Подайте электронную претензию в Роспотребнадзор на недобросовестные условия.
4. Если деньги переводились по карте — инициируйте chargeback через ваш банк (по услуге “Обещание трудоустройства не выполнено”, “навязанная услуга” и прочее — используйте формулировки по ситуации).
4. Практические советы
Не идите на лекции/занятия, если вы уверены, что не хотите учиться по навязанной схеме — это юридически сильная позиция для возврата.
Зафиксируйте все переписки, скриншоты, рекламу, где обещали “работу после курса” и т. д.
Если деньги всё-таки удерживают — пишите претензию, готовьте жалобу в суд с опорой на ст. 32 ЗоЗПП.
5. Вероятность возврата
Если курс ещё не начался и вы оперативно делаете письменный отказ — шансы на возврат очень хорошие.
После начала занятий — удержат часть за уже “оказанные” услуги (даже если это была просто рассылка лекций).
6. Действуйте быстро!
ИТОГ:
Закон на вашей стороне — ст. 32 позволяет отказаться и вернуть основную сумму до начала курса.
Срочно пишите отказ и требуйте возврата. Не бойтесь возможных “штрафов за отказ” — это неправомерно.
Желаю вам вернуть ваши деньги и не попадаться на подобные схемы в будущем!