Наталенко Сергей Олегович
Правовой анализ
Статус бюджетных учреждений и НДС:
Согласно ст. 9.2 Федерального закона № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", бюджетные учреждения — это государственные (муниципальные) учреждения, финансируемые из бюджета. Они могут осуществлять приносящую доход деятельность (например, сдачу имущества в аренду), если это предусмотрено уставом (п. 4 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ).
Доходы от аренды, как правило, облагаются НДС, если учреждение не применяет освобождение по ст. 149 НК РФ (например, аренда помещений образовательными учреждениями). Предположим, что в данном случае НДС начисляется, так как он упомянут в договоре.
Обязанность по уплате НДС:
Согласно ст. 143 НК РФ, плательщиком НДС является лицо, реализующее товары, работы или услуги (в данном случае — арендодатель, предоставляющий имущество в субаренду). Арендодатель обязан начислить НДС на сумму арендной платы (ст. 154 НК РФ) и уплатить его в бюджет (ст. 174 НК РФ).
Переложение обязанности по уплате НДС на субарендатора противоречит НК РФ, так как субарендатор не является налогоплательщиком по этой операции. Субарендатор оплачивает арендную плату с учётом НДС, а арендодатель перечисляет налог в бюджет.
Договорное условие:
Условие, при котором субарендатор перечисляет НДС самостоятельно в бюджет субъекта, выходит за рамки типичного порядка расчётов. Обычно арендатор (или субарендатор) перечисляет арендодателю полную сумму (арендная плата + НДС), а арендодатель самостоятельно уплачивает НДС в бюджет.
Ст. 421 ГК РФ (свобода договора) позволяет сторонам устанавливать любые условия, не противоречащие закону. Однако условие о самостоятельной уплате НДС субарендатором в бюджет нарушает ст. 143 и ст. 174 НК РФ, так как:
Субарендатор не является лицом, обязанным начислять и уплачивать НДС по сделке.
Прямое перечисление НДС в бюджет субъекта не предусмотрено НК РФ для таких операций — это обязанность арендодателя через налоговую декларацию.
Правомерность условия:
Указанное условие неправомерно, так как противоречит налоговому законодательству. Судебная практика подтверждает, что переложение налоговых обязанностей на контрагента недопустимо, если это не предусмотрено законом (например, Постановление Президиума ВАС РФ № 17718/11 от 19.06.2012).
Бюджетное учреждение (арендодатель) обязано выставить субарендатору счёт-фактуру с выделенным НДС (ст. 169 НК РФ) и перечислить налог в бюджет самостоятельно. Условие договора фактически возлагает на субарендатора чужую налоговую обязанность, что недопустимо.
Позиция арендодателя:
Арендодатель ссылается на то, что это "проблема и обязанность субарендатора", но такая позиция юридически несостоятельна. Обязанность по уплате НДС лежит на арендодателе как налогоплательщике, а не на субарендаторe.
Ответ на вопрос: Правомерно ли это?
Нет, условие о самостоятельной уплате НДС субарендатором в бюджет субъекта неправомерно, так как:
Оно нарушает ст. 143 и ст. 174 НК РФ, возлагая налоговую обязанность арендодателя на субарендатора.
Оно не соответствует стандартному порядку расчётов, где НДС включается в арендную плату и перечисляется арендодателем.