- 24.08.2023 10:49
Ранее, мной было приобретено право выйти на пенсию в возрасте 60 лет в 2022 году, так как у меня был выработанный необходимый для получения такого права, трудовой стаж - 25 лет. Пенсионной реформой 2018 г., меня лишили этого права и законом установлен новый возраст, теперь я должен идти на пенсию в возрасте 64 года, т.е. в 2026 году. Законно ли это и соответствует ли ч. 2 ст. 55 Конституции РФ в данном, конкретном случае?
Вы обоснованно поставили вопрос. Как неравнодушный человек, понимаю Ваши чаяния, но должен обратить внимание на следующее.
В начале 2019 г. группа депутатов Государственной Думы ФС РФ уже обращалась в Конституционный Суд РФ с коллективной жалобой на неконституционность ст.ст. 4 и 7 Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий", которыми установлено поэтапное увеличение пенсионного возраста с 01.01.2019. В обоснование жалобы депутаты сослались на то, что оспариваемые нормы нарушают ч. 1 ст. 7, ч. 2 ст. 55 Конституции РФ, т.к. фактически ухудшают и умаляют конституционные права гражданина социальное обеспечение по старости. Заявители также отметили, что принятый закон открыл высокую вероятность наступления негативных социально-экономических и политических последствий реализации оспариваемых норм, принят без широкой общественной поддержки, без проведения подтверждающих их необходимость социально-экономических и демографических исследований, без анализа влияния повышения пенсионного возраста на бюджет ПФР.
Однако Конституционный Суд РФ в Определении от 20.04.2019 № 854-О/2019 указал, что не нашел в оспариваемых нормах признаков неконституционности, придя к тому, что положения Конституции РФ не исключают возможности повышения пенсионного возраста за счет изменения федерального законодательства, и высказавшись о том, что решение вопроса о целесообразности/нецелесообразности повышения пенсионного возраста находится в исключительной компетенции законодателя (парламента и президента в совокупности).
Безусловно, многим юристам такое решение показалось принятым с исключительно формальной точки зрения, поскольку конституционные принципы социального характера государства (ст. 7 Конституции РФ) и неумаления прав и свобод человека и гражданина в законах и иных нормативных правовых актах (ст. 55 Конституции РФ) при незаинтересованном их разборе и анализе вряд ли предполагают создание очевидно несправедливых для потенциальных пенсионеров условий социального обеспечения, каким выступило повышение пенсионного возраста. Но преодолеть толкование, изложенное Конституционным Судом РФ, по существующим правилам невозможно - акты Конституционного Суда РФ окончательны. Сам суд выработанной позиции будет неуклонно следовать, цитировать её в последующих актах, которые будут касаться новых жалоб. Единственный вариант изменения ситуации - если парламент и президент как субъекты единого механизма законотворчества сами пересмотрят эти нормы. Хотя, как видно из текущей обстановки, этого не предвидится.
Я с Вами согласен, так же как и с Конституционным Судом! Действительно в Конституции РФ пенсионный возраст не закреплен и устанавливается Федеральными законами, т.е. законодателем. Конституционный суд прав! Но, есть одно но, повышение возраста, его конституционность, распространяется на лиц которые не получили(не приобрели) пенсионных прав до принятия закона о повышении, ну т.е. человек не выработал положенный стаж (в большинстве случаев) или вступил в трудовые отношения после принятия закона о повышении и т.д. и т.п.. Разговор идет о тех гражданах, которые вступили в трудовые отношения до принятия закона и выработали необходимый трудовой стаж в 25 муж. и 20 жен., т.е. данные граждане приобрели право выйти на пенсию в 60 муж. и 55 жен., это право они приобрели де-юре и де-факто. Потом законодатель лишил их этого права, что запрещено конституцией ч. 2 ст. 55. Тут хоть де-юре, хоть де-факто, гражданин вступивший в трудовые отношения при законе, который ему гарантировал при выработке стажа 25(20) выход на пенсию 60(55) лет, соответственно мужчины и женщины, приобрел такое право! Закон о повышении пенсионного возраста, на соответствие его конституции, должен рассматриваться в каждом конкретном случае, а в общем правовом поле он может рассматриваться как соответствующий конституции, но это в общем правовом поле, а не в каждом конкретном случае.
Еще хочу добавить от себя, свое мнение. Я изучал и запрос в КС группы депутатов от фракции КПРФ и постановление КС РФ по этому запросу, так вот по моему мнению этот запрос готовил юрист или юристы, с церковно-приходским образованием или преднамеренно подготовлен так, чтобы упростить работу КС по этому вопросу. По-русски, я больше склоняюсь к популизму депутатов, якобы они вступились за права россиян...., а КС РФ просто все грамотно оформил!
Здравствуйте! В отношении конституционности - это сугубо компетенция Конституционного Суда РФ. Как юристы, мы не можем изменить действующие федеральные законы. Таких полномочий у нас нет.