Нужно ли подавать декларацию 3НДФЛ и платить налог после продажи участка с домом в СНТ?

(3 ответа)

В 2021г по решению суда я получил право собственности на участок в СНТ. ( перед этим обратился в администрацию о признании права собственности, но они мне отказали). На участке уже был построен дом. Собственность в росреестре я оформил в мая 2023г на участок на основании решения суда и затем в июле 2023г на дом. В июне 2025 годя я продал участок с домом.
Должен ли я подавать декларацию 3 НДФЛ и платить налог. Как налоговая считает срок владения? С даты регистрации в росреестре или с даты вступления в силу судебного решения? И какой срок 3 или 5 лет в данном случае на участок и дом. Я считаю, что 3 года, т.к. это приватизация.

Гладышева Елена Сергеевна
  • Быстрый ответ - ответ в течение 15 минут
  • Высокий рейтинг - юрист с рейтингом от 9 баллов
  • Подробный ответ - ответ более 350 символов
Отвечает юрист
Стаж 12 лет

В вашей ситуации срок владения недвижимостью для целей НДФЛ исчисляется с даты вступления в силу судебного решения, а не с даты регистрации права собственности в Росреестре. Это связано с тем, что право собственности было признано непосредственно решением суда, а не через договор или иные гражданско-правовые сделки.

Согласно письму Минфина от 28.06.2021 №03-04-05/50778, если право собственности на объект недвижимости признано решением суда, минимальный предельный срок владения отсчитывается с даты вступления этого решения в силу. Это обусловлено тем, что гражданские права и обязанности могут возникать из судебных решений (подп. 3 П. 1 Ст. 8 ГК РФ), а вступившие в силу судебные постановления обязательны для всех органов власти, организаций и граждан (п. 2 Ст. 13 ГПК РФ).

Таким образом, в вашем случае срок владения участком и домом начинается с даты вступления в силу судебного решения о признании права собственности, а не с мая 2023 года (когда право было зарегистрировано в Росреестре) или июля 2023 года (когда оформлено право на дом).

Минимальный срок владения зависит от категории случая:

5 лет — общий срок для объектов, приобретённых после 1 января 2016 года.
3 года — для льготных случаев, таких как приватизация, наследование, получение в дар от близкого родственника, договор пожизненного содержания с иждивением, а также если недвижимость была единственным жильём на дату продажи.

Алексей

А возможно ли считать это приватизацией? Я обратился в администрацию за признанием права собственности, но они мне отказали. Тогда я обратился в суд и суд признал мое право собственности на участок. Про дом на участке в решении суда ничего не написано. Но в выписке ЕГРН на дом в основаниях для регистрации указано это же решение суда.

Алексей
Уважаемый Елена Сергеевна, благодарю за столь оперативный и подробный ответ!
Юристы по налоговому праву

Подборка юристов, которые специализируются на вопросах этой категории и помогут в вашей ситуации.

Открыть список
Таскаева Юлия Анатольевна
  • Быстрый ответ - ответ в течение 15 минут
  • Активный юрист - юрист, ответивший более 50 вопросов за 7 дней
Отвечает юрист
Стаж 12 лет

Здравствуйте. Декларацию подать должны, налог заплатить должны. Срок владения считается с даты регистрации.

За дополнительными пояснениями и составлением необходимых документов можете обратиться ко мне в личные сообщения. Услуги платные!
Алексей
Юлия Анатольевна, благодарю вас за обстоятельный и лаконичный ответ!
Таскаева Юлия Анатольевна
Таскаева Юлия Анатольевна Юрист прошел модерацию
Отвечает юрист
Стаж 12 лет

Отзыв можете оставить в карточке юриста

За дополнительными пояснениями и составлением необходимых документов можете обратиться ко мне в личные сообщения. Услуги платные!
Мингазов Юрий Саитгареевич
  • Опытный юрист - юрист со стажем от 15 лет
  • Активный юрист - юрист, ответивший более 50 вопросов за 7 дней
Отвечает юрист
Стаж 38 лет

% Лет срок владения, если не читать решение суда. И налог придется платит.

Пишите,звоните в МАКС , ВАЦАП,поможем.
На ваш вопрос ответила нейросеть, вы можете уточнить детали или задать другой вопрос
Ответ сгенерирован нейросетью и носит справочный характер: возможны неточности, он не заменяет консультацию юриста. Более точное решение по вашей ситуации дадут юристы HARANT.
Ответ нейросети:
Вы задали важный вопрос, касающийся налогообложения при продаже недвижимости, полученной по решению суда, и сроков владения для освобождения от НДФЛ.

1. Обязанность подавать декларацию 3-НДФЛ и платить налог
Если вы продали участок и дом менее чем через минимальный установленный срок владения (3 или 5 лет), то обязаны подать декларацию 3-НДФЛ и заплатить налог с дохода. Если срок владения превышает минимальный, налог платить не нужно, но декларацию подать стоит для подтверждения права на освобождение.

2. Как считать срок владения?
Срок владения для исчисления налога считается:

- С даты государственной регистрации права собственности в Росреестре — это общий порядок (п. 2 ст. 220 НК РФ, письмо ФНС от 23.07.2018 № БС-4-11/13984@).
- Исключение: если право возникло на основании приватизации, ренты, наследства или в результате дарения близким родственникам — тогда минимальный срок владения составляет 3 года, и отсчитывается также с даты регистрации права.

3. Ваш случай
- Участок: если участок был оформлен по "дачной амнистии" (приватизация), то срок минимального владения — 3 года. Но если это было не приватизация, а просто признание права собственности через суд — срок может быть 5 лет.
- Дом: аналогично — если был оформлен как результат приватизации, 3 года, иначе — 5 лет.

Ваша ситуация сложна тем, что оформление было через суд, а администрация отказала в признании права. Если суд признал право собственности как возникшее в порядке приватизации, тогда срок — 3 года. Если как вновь приобретённое право, то 5 лет. Ключевое значение имеет основание, по которому суд признал право (приватизация или иное).

Срок владения отсчитывается с даты регистрации права в Росреестре (ст. 8.1 ГК РФ, п. 2 ст. 218 ГК РФ). Т.е. с мая 2023 года для участка и с июля 2023 года для дома.

4. Ваши действия
- Проверьте, на каком основании суд признал за вами право собственности (приватизация или нет).
- Если не прошло 3 (или 5) лет с даты регистрации права, подавайте декларацию 3-НДФЛ и уплатите налог.
- Если сомневаетесь в квалификации вашей ситуации — получите консультацию юриста для анализа вашего судебного решения и всех документов.

Вывод:
Скорее всего, вам нужно будет подать декларацию и уплатить налог, так как срок владения считается с даты регистрации в Росреестре (2023 год), а не с даты решения суда. Основание "приватизация" нужно доказывать отдельно, если суд признал право именно по этому основанию.

Рекомендую обратиться за консультацией к юристу с вашим судебным решением и комплектом документов для точного анализа и минимизации налоговых рисков.
Остались вопросы?

Задайте вопрос всем юристам на сайте
572 юриста отвечают
18 минут среднее время ответа
171 вопрос за сутки
Опишите ваш вопрос или ситуацию простыми словами. Начните с вопросительных слов, таких как «Что», «Как», «Можно ли» и т.д.

Юристы по Налоговому праву