Домрачев Сергей Владимирович
Здравствуйте.
Изменение вида разрешенного использования земельного участка с индивидуального жилищного строительства на "автомобильные дороги" является не просто формальностью, а необходимым условием для надлежащего правового статуса дороги и, как следствие, для целевого выделения бюджетных средств на ее ремонт.
Тратить бюджетные средства на имущество (в данном случае, на ремонт дорог) возможно только в том случае, если на эти цели предусмотрены денежные средства в соответствии с законом о бюджете. При отсутствии такого пункта в законе о бюджете такие расходы будут носить нецелевой характер.
Земли, находящиеся в полосе отвода автомобильных дорог, передаются на баланс муниципальных образований, которые обязаны поддерживать их функциональную пригодность. Для того чтобы земельный участок был признан дорогой и мог быть включен в перечень дорог местного значения, его ВРИ должен соответствовать этому назначению.
Таким образом, пока земельный участок имеет ВРИ "ИЖС", он юридически не является автомобильной дорогой, за содержание которой отвечает администрация. Выделение средств на ремонт дороги на участке с ВРИ "ИЖС" может быть расценено как нецелевое использование бюджетных средств. Это не формальность, а требование бюджетного и земельного законодательства.
Ответственность за дорожную деятельность, включая содержание и ремонт автомобильных дорог местного значения, возлагается на уполномоченные органы местного самоуправления. В вашем случае, если администрация района отвечает за ремонт дорог, то она, как правило, и несет ответственность за их содержание и, соответственно, за проведение оценки технического состояния. К собственности муниципального района относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов сельского поселения, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
Проведение официальной оценки технического состояния дороги как части дорожной деятельности органом местного самоуправления без изменения ВРИ участка на "автомобильные дороги" может быть затруднительным. Если участок юридически не является дорогой, то и обязанности по ее содержанию и оценке технического состояния в рамках дорожной деятельности у администрации не возникают. Администрация может ссылаться на отсутствие правовых оснований для проведения таких работ на участке, не предназначенном для дорог.
В вашей ситуации, когда все досудебные методы исчерпаны, подача коллективного иска в суд имеет смысл. Рекомендуется подавать иск против обеих администраций. Это позволит суду рассмотреть ситуацию комплексно и возложить обязанности на ту администрацию, которая несет ответственность за соответствующий этап процесса. Например, суд может обязать администрацию сельского поселения изменить ВРИ, а администрацию района – провести ремонт после этого. Судебная практика показывает, что суды могут обязывать администрации организовать проход и проезд к земельным участкам.