Пилипенко Игорь Александрович
Использование клиентом электронного средства платежа может быть приостановлено оператором по переводу денежных средств по его инициативе при нарушении клиентом порядка использования электронного средства платежа в соответствии с договором, а также в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 27.06.2011 № 161-ФЗ "О национальной платёжной системе". Согласно п. 1 ст. 845 Гражданского Кодекса РФ по договору банковского счета банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счёт, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету. В силу п. 1 ст. 858 ГК РФ ограничение распоряжения денежными средствами, находящимися на счете, не допускается, если иное не предусмотрено законом или договором. К числу требований банковского законодательства, предъявляемых к операциям по исполнению кредитными организациями платежных поручений, относятся требования Федерального закона № 115-ФЗ, которые возлагают на банки как на организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, ряд публично-правовых обязанностей, среди которых в частности: идентификация клиента; организация и проведение внутреннего контроля; документальное фиксирование информации об отдельных видах совершаемых банковских операций. В соответствии с п. 2 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма" (Закона № 115-ФЗ) организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путём, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.
В статье 3 Закона № 115 указано, что подозрительными операциями признаются операции с денежными средствами или иным имуществом, предположительно совершаемые в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путём, и финансирования терроризма. Подозрения может вызвать разовая операция либо совокупность операций и (или) действий клиента, связанных с проведением каких-либо операций. Таким образом, действующее законодательство с целью реализации механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, наделяет банк правом самостоятельно оценивать операции клиентов и, при наличии признаков подозрительности (внутреннего убеждения уполномоченного сотрудника, основанного на анализе признаков необычных операций на основании реализации программ, указанных в вышеназванных правилах) принимать соответствующее решение о квалификации операций клиента необычными, а также об отказе в совершении операций, приостанавливать услуги дистанционного банковского обслуживания. Оператор по переводу денежных средств обязан рассмотреть заявление клиента, в том числе при возникновении спора, связанного с использованием клиентом его электронного средства платежа, а также предоставить клиенту возможность получать информацию о результате рассмотрения заявления, в том числе в письменной форме по требованию клиента, в срок, установленный договором, но не более 30 дней со дня получения такого заявления.