Мулеров Сергей Анатольевич
Обычно такие ситуации возникают, если земельные участки образованы в результате раздела земель бывшего сельхозназначения. Дорога формируется как отдельный участок, но остается в собственности лица, которое осуществляло раздел и продавало остальные участки. В данной ситуации все участки стоят на кадастровом учете, т.е. для продажи земельного участка дороги в долевую собственность не требуется ни межевания, ни раздела, ни согласия смежных землепользователей.
Самый простой вариант купить вместе со всеми. Иначе рано или поздно попросят плату за проезд.
Причем возникает коллизия, что ВРИ улично-дорожная сеть, т.е. перекрыть нельзя, но собственность частная, т.е. вроде как можно. На практике обычно перекрывают. К примеру могут перекопать дорогу типа ремонт. Конечно можно писать в прокуратуру или в суд пойти, но это занимает время (месяцы), а проехать нужно сегодня.
Если проезд перекроют, то потребуется установление сервитута для проезда и прохода. Если добровольного соглашения об установлении сервитута не будет, то придется обращаться в суд с иском. Причем может собственник дороги пойти в суд. На практике трудно договориться, т.к. одни хотят платить очень мало, а другие хотят получать много... Поэтому с вероятностью 90 процентов суд. В суде потребуется комплексная землеустроительная и оценочная экспертиза. Землеустроительная проверяет нет ли альтернативного проезда и устанавливает площадь сервитута. Оценщик считает стоимость.
иски об установлении сервитута одни из самых сложных, т.к. часто имеется субъективный фактор.
К примеру: два маршрута один удобный по щебенке, но длинный (платить больше), а другой короткий, но по грунтовке. Вообще нужно будет доказать, что нет альтернативных вариантов проезда. Какова ширина необходимого проезда.
Вообщем лучше купить долю. Дешевле выйдет.