Янышев Ян Альбертович
Вы обоснованно поставили вопрос. Как неравнодушный человек, понимаю Ваши чаяния, но должен обратить внимание на следующее.
В начале 2019 г. группа депутатов Государственной Думы ФС РФ уже обращалась в Конституционный Суд РФ с коллективной жалобой на неконституционность ст.ст. 4 и 7 Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий", которыми установлено поэтапное увеличение пенсионного возраста с 01.01.2019. В обоснование жалобы депутаты сослались на то, что оспариваемые нормы нарушают ч. 1 ст. 7, ч. 2 ст. 55 Конституции РФ, т.к. фактически ухудшают и умаляют конституционные права гражданина социальное обеспечение по старости. Заявители также отметили, что принятый закон открыл высокую вероятность наступления негативных социально-экономических и политических последствий реализации оспариваемых норм, принят без широкой общественной поддержки, без проведения подтверждающих их необходимость социально-экономических и демографических исследований, без анализа влияния повышения пенсионного возраста на бюджет ПФР.
Однако Конституционный Суд РФ в Определении от 20.04.2019 № 854-О/2019 указал, что не нашел в оспариваемых нормах признаков неконституционности, придя к тому, что положения Конституции РФ не исключают возможности повышения пенсионного возраста за счет изменения федерального законодательства, и высказавшись о том, что решение вопроса о целесообразности/нецелесообразности повышения пенсионного возраста находится в исключительной компетенции законодателя (парламента и президента в совокупности).
Безусловно, многим юристам такое решение показалось принятым с исключительно формальной точки зрения, поскольку конституционные принципы социального характера государства (ст. 7 Конституции РФ) и неумаления прав и свобод человека и гражданина в законах и иных нормативных правовых актах (ст. 55 Конституции РФ) при незаинтересованном их разборе и анализе вряд ли предполагают создание очевидно несправедливых для потенциальных пенсионеров условий социального обеспечения, каким выступило повышение пенсионного возраста. Но преодолеть толкование, изложенное Конституционным Судом РФ, по существующим правилам невозможно - акты Конституционного Суда РФ окончательны. Сам суд выработанной позиции будет неуклонно следовать, цитировать её в последующих актах, которые будут касаться новых жалоб. Единственный вариант изменения ситуации - если парламент и президент как субъекты единого механизма законотворчества сами пересмотрят эти нормы. Хотя, как видно из текущей обстановки, этого не предвидится.