Ответ нейросети:
Здравствуйте!
Отвечаю на ваш вопрос по порядку:
1. Какие долги по налогам и взносам включаются в наследственную массу?
В состав наследственной массы входят все долги умершего, которые существовали на момент открытия наследства (смерти наследодателя), в том числе:
- задолженность по налогам (налог на имущество, транспортный налог, налог на доходы, если был долг по ИП и др.);
- задолженность по страховым взносам (например, по ИП – фиксированные взносы в ПФР, ФОМС за годы деятельности);
- задолженность по коммунальным услугам (ЖКХ), если лицевой счет был оформлен на умершего.
Важно: По закону (ст. 1175 ГК РФ), наследники отвечают по долгам наследодателя в пределах стоимости унаследованного имущества.
---
2. Срок давности (трехлетний срок)
Общий срок исковой давности по требованиям о взыскании долгов – 3 года (ст. 196 ГК РФ).
Это значит, что кредитор (налоговая, коммунальная служба и т.д.) может взыскать долг только за последние 3 года, предшествующие смерти наследодателя, если в течение этого срока не было судебных решений или иных действий, прерывающих срок давности.
# Практика:
- Если долг возник более 3 лет назад и не предпринимались действия по его взысканию (например, не было судебного решения), то такой долг признается "просроченным" и он не подлежит взысканию;
- Но если, например, по налогам или ЖКХ был вынесен судебный приказ или решение суда, задолженность может взыскиваться и за больший срок.
---
3. Как уменьшить размер долга?
Действия наследников:
1.
Потребовать у кредиторов (налоговая, управляющая компания) расчет задолженности с разбивкой по годам.
2.
Проверить, за какие периоды начислены долги.
Если долги старше 3 лет и по ним не было решений суда/исполнительных производств — заявить о пропуске срока давности и отказать в их погашении (письменно).
3.
Подача заявления в налоговую и управляющую компанию с требованием списать долги, по которым истек срок давности (ссылаясь на ст. 196 ГК РФ).
4.
По долгам ИП: если деятельность не велась, но ИП не был официально закрыт, фиксированные взносы за годы существования ИП все равно начисляются, но опять же, взыскивать их можно только за 3 последних года.
---
4. По автомобилю (спецтехника)
Если авто не эксплуатировался и был неисправен, но не был снят с учета, транспортный налог все равно начислялся.
Возможные действия:
- Если есть доказательства, что транспорт не эксплуатировался (например, акты о неисправности, отсутствие ОСАГО, показания счетчика), можно попытаться оспорить начисление налога за прошлые годы (но это непросто).
- Если авто уже арестован приставами, возможно было судебное решение о взыскании долга — тогда взыскание будет идти по исполнительному листу (и по срокам давности уже не применяется).
---
5. По задолженности ЖКХ по муниципальному жилью
- Если умерший был нанимателем по договору соцнайма, долг по коммунальным услугам также включается в наследственную массу.
- Срок исковой давности — 3 года. Долги старше 3 лет можно не платить (если не было решения суда).
- Но при вступлении в наследство права и обязанности по найму жилья также переходят наследникам.
---
Итоговый алгоритм действий
1.
Получите расчеты долгов у налоговой, ФСС, ПФР, управляющей компании.
2.
Проверьте наличие судебных решений или исполнительных производств.
3.
Пишите заявления о списании долгов, если срок давности истек.
4.
При необходимости обращайтесь в суд для признания долгов “просроченными”.
5.
Не забывайте: наследник отвечает по долгам только в пределах стоимости наследуемого имущества! (если долгов больше, чем имущества — платить сверх этого не должны).
---
Если нужна помощь в подготовке заявлений или оспаривании долгов — рекомендую обратиться к юристу очно/онлайн с конкретными документами.
Будут еще вопросы — пишите!