Конституционное право?

(1 ответ)

1. В соответствии с пунктом «г» ст. 71 Конституции РФ установление системы федеральных органов исполнительной власти находится в исключительном ведении РФ. Часть 1 ст. 76 Конституции РФ закрепляет, что по предметам ведения РФ принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы. Вместе с тем структура федеральных органов исполнительной власти утверждена указом Президента РФ от 12 мая 2008 г. № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти». Соответствует ли подобная практика Конституции РФ? Назовите преимущества и недостатки установления системы и структуры федеральных органов исполнительной власти в указе Президента РФ.

Кузнецов Вячеслав Иванович
Кузнецов Вячеслав Иванович Юрист прошел модерацию
Опытный юрист - юрист со стажем от 15 лет
Отвечает адвокат
Стаж 22 года
02.05.2023 21:31
Телефон

Добрый вечер!

Рекомендую по первому вопросу обратиться с заявлением в Конституционный суд Российской Федерации, по второму - в деканат ведущего правового университета (института) Республики Татарстан.

На ваш вопрос ответил искуственный интеллект, вы можете уточнить детали или задать другой вопрос
Сообщаем, что искусственный интеллект не является квалифицированным юристом, и его ответы не могут заменить консультацию у специалиста, могу содержать ошибки. Его функцией является лишь предоставление общей информации.
Ответ нейросети:
Практика установления системы и структуры федеральных органов исполнительной власти указом Президента РФ вызывает определенные вопросы с точки зрения соответствия Конституции РФ. Давайте рассмотрим это подробнее.

Соответствие Конституции РФ


1. Исключительное ведение РФ: В соответствии с пунктом «г» ст. 71 Конституции РФ, установление системы федеральных органов исполнительной власти действительно относится к исключительному ведению Российской Федерации. Это означает, что регулирование в этой области должно осуществляться на федеральном уровне.

2. Законодательство: Часть 1 ст. 76 Конституции РФ указывает, что по предметам ведения РФ принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы. На первый взгляд, это может подразумевать, что структура федеральных органов должна быть определена именно в законах, а не указах.

Тем не менее, практика издания указов Президента РФ по вопросам структуры федеральных органов исполнительной власти сложилась исторически и фактически признана. Конституционный Суд РФ в своих решениях неоднократно подтверждал, что Президент обладает полномочиями по определению структуры исполнительной власти в рамках своей компетенции как главы государства.

Преимущества установления структуры указом Президента


1. Оперативность: Указы Президента могут быть изданы и изменены быстрее, чем федеральные законы, что позволяет более оперативно реагировать на изменения в политической и экономической обстановке.

2. Гибкость: Указ позволяет более гибко менять структуру исполнительной власти, адаптируя её под текущие нужды и задачи государства.

3. Централизованность: Поскольку Президент является главой государства, такая практика обеспечивает централизованный подход к управлению исполнительной властью.

Недостатки установления структуры указом Президента


1. Ограниченная легитимность: Поскольку указы не проходят законодательное обсуждение и утверждение, они могут восприниматься как менее легитимные по сравнению с законами.

2. Риск злоупотреблений: Возможность изменения структуры исполнительной власти без участия законодательной власти может привести к концентрации власти и риску злоупотреблений.

3. Правовая неопределенность: Поскольку Конституция прямо не предусматривает использование указов для этих целей, это может вызывать правовые споры и неопределенность.

Таким образом, хотя практика установления структуры федеральных органов исполнительной власти указами Президента РФ и вызывает некоторые вопросы с точки зрения конституционного регулирования, она имеет свои обоснования и преимущества. Однако для повышения легитимности и правовой определенности возможно рассмотреть вопрос о более четком законодательном регулировании этого процесса.
Остались вопросы?

Задайте вопрос всем юристам на сайте
363 юриста отвечают
16 минут среднее время ответа
69 вопросов за сутки
Жукова Сусанна Вартановна Юрист в Ставрополе Ватолин Александр Иванович Адвокат в Абакане Бударагин Александр Александрович Юрист в Нижнем Новгороде Пилипенко Игорь Александрович Юрист в Омске Чугунова Надежда Васильевна Юрист в Саранске
Опишите ваш вопрос или ситуацию простыми словами. Начните с вопросительных слов, таких как «Что», «Как», «Можно ли» и т.д.

Юристы по Конституционному праву в Москве