Довган Юрий Богданович
С 30 января 2021 года банк обязан предоставлять клиенту информацию о дате и причинах принятия решения об отказе в заключении (расторжении) договора банковского счета и (или) об отказе в проведении операции. Срок для объяснения причин – не позднее 5 рабочих дней со дня принятия соответствующего решения (п. 13.1.1 ст. 7 Закона № 115-ФЗ). Если клиент не получил от банка информацию, то он вправе обратиться в банк за получением соответствующих разъяснений (п. 2, 3 письма ЦБ РФ от 12.09.2018 № ИН-014-12/61).
После получения информации о причинах отказа, если банк не сообщил, какие документы ему потребуются для пересмотра своего решения об отказе, необходимо самостоятельно подобрать документы, которые свидетельствуют об отсутствии оснований для принятия банком решения об отказе, и предоставить их в обслуживающий банк с просьбой пересмотреть ранее принятое решение об отказе.
В срок не позднее 7 рабочих дней со дня представления документов и (или) сведений об отсутствии оснований для непроведения платежа или заключения договора банк обязан сообщить клиенту о результатах рассмотрения (п. 13.4 ст. 7 Закона № 115-ФЗ). При положительном для клиента результате банк не позднее рабочего дня, следующего за днем устранения оснований для отказа, обязан оповестить Росфинмониторинг. После этого организация (ИП) должна быть исключена из черного списка. Если результат отрицательный, клиент вправе подать заявление об обжаловании решения банка в межведомственную комиссию, созданную при ЦБ РФ. Форму заявления можно взять из приложения 5 и 6 к методическим рекомендациям для предпринимателя от ЦБ РФ. К заявлению обязательно нужно приложить следующие документы:
- сведения о конкретной операции, в проведении которой вам было отказано (дата, номер платежного документа, сумма, контрагент);
- сведения о банке, принявшем решение об отказе;
- документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего заявление;
- сообщение банка о невозможности устранения оснований, в соответствии с которыми ранее было принято решение об отказе;
- документы, представленные в банк в целях устранения оснований, в соответствии с которыми ранее принято решение об отказе.
Заявление вместе с документами можно отправлять как по почте, так и в электронном виде через сайт ЦБ РФ (раздел "Интернет-приемная Банка России").
Общий срок рассмотрения комиссией заявления не может превышать 20 рабочих дней со дня обращения заявителя. Также предусмотрен срок для сообщения о принятом решении заявителю и банку – не позднее трех рабочих дней со дня его принятия.
Сообщение о решении межведомственной комиссией будет направлено таким же способом, каким было направлено заявление. Положительное решение межведомственной комиссии распространяется именно на ту операцию (договор), в проведении (заключении) которой ранее был получен отказ, и обязательно для исполнения банком (п. 4 письма ЦБ РФ от 12.09.2018 № ИН-014-12/61).