Какие долги умершего по уплате налогов и таможенных платежей не переходят по наследству

4 мин
Юрист Шателюк Андрей Васильевич объясняет: Какие долги умершего по уплате налогов и таможенных платежей не переходят по наследству

В случае принятия наследства наследники, принявшие наследство принимают не только активы наследодателя, но и отвечают по его долгам (ч. 1 ст. 1175 Гражданского кодекса РФ). Важный нюанс применительно к наследству долгов по налогам и таможенным платежам состоит в том, что наследуются только определенные виды долгов.

 1. Наследование долгов по налогам и сборам

Налоговый кодекс РФ (НК) содержит (пп. 3 п. 3 ст. 44) исключительно две ситуации, когда налоговая задолженность умершего наследуются его наследниками:

Во-первых, передаются по наследству долги наследодателя, если в отношении физического лица на момент его смерти возбуждено производство по делу о банкротстве. То есть, не просто подано заявление в суд о возбуждении дела о банкротстве и у умершего имелась признаки несостоятельности (банкротства), то есть задолженность в размере не менее 500 000 рублей перед кредиторами и долг по оплате не менее трех месяцев.

Возбуждение дела о банкротстве связано главным образом с рассмотрением судом заявления и требований кредиторов (должника или уполномоченного органа), а также принятого по результатам их рассмотрения судом решения об открытии (не открытии) производства по делам о несостоятельности.

Судебное заседание (одно, или как правило несколько) заканчивается путём вынесения судьей арбитражного суда определения об открытии (не открытии) производства по делу о банкротстве (ч. 1 ст. 213.6 Федерального закона РФ от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Таким образом, определение о возбуждении производства по делу о банкротстве должно быть вынесено судом до момента смерти гражданина.

В данном случае речь идет о любой налоговой задолженности наследника (любые налоги и штрафные санкции за их неуплату), которая будет включена в конкурсную массу должника.

Во-вторых, к наследникам граждан переходят задолженность наследодателя по уплате исключительно трёх следующих имущественных налогов: транспортного налога, налога на имущество и земельного налога. Задолженность по данным налогам погашается наследниками в пределах стоимости наследственного имущества (см.: п. 13 Обзора судебной практики Верховного суда РФ от 28.12.2017 г. № 5 (2017)).

Задолженность уплате иных налогов, в том числе налога на доход физического лица (НДФЛ), а также налога на профессиональный доход (НПД) к наследникам не переходят, равно как и уплата налоговых сборов (государственная пошлина). Данную позицию поддержал Верховный суд РФ в 2025 г. указав на то, что возможность правопреемства по иным налогам, а также по сборам, российским законодательством не предусмотрена (п. 28 Постановления пленума ВС РФ от 17.11.2025 г. № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства»).

 2. Наследование долгов граждан по таможенным платежам

 Таможенный кодекс ЕАЗС (ТК ЕАЗС) отличает последствия в зависимости от того, завозятся ли товары для личного пользования или коммерческого пользования. Рассмотрим далее эти два варианта:

  • В первом случае (ввоз товара для личного пользования) такая обязанность прекращается с моментом наступления смерти физического лица, у которого возникла обязанность по уплате таможенных пошлин в отношении товаров для личного пользования (пп. 5 п. 11 ст. 270 ТК ЕАЗС и пп. 16 п. 2 ст. 268 ТК ЕАЗС).

 Например, если гражданин ввозил транспортное средство для личного пользования (например, мотоцикл) и не успел уплатить при жизни таможенную пошлину, то долг по оплата таможенной пошлины не переходит по наследству и считается погашенным.

Более того, наследник может ввезти унаследованные транспортные средства и иные товары для личного пользования с освобождением от уплаты таможенных пошлин при условии документального подтверждения факта получения наследства (п. 5 Приложения № 3 к Решению Совета ЕЭК от 20.12.2017 г. № 107 «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования»). Для этого наследникам необходимо предъявить в российский таможенный орган Свидетельство о праве на наследство, где будет указано транспортное средство, ввоз которого начался при жизни наследодателя.

  

  • Во втором случае (ввоз товара для коммерческого использования) долги по уплате таможенных пошлин не «обнуляются» и переходят к наследникам в пределах стоимости наследства.

Например, если наследодатель при жизни был индивидуальным предпринимателем и ввозил для целей продажи в России (в коммерческих целях) транспортные средства из КНР, то долг по оплате таможенных платежей переходит к наследникам, в случае принятия ими наследства.

Статья была полезна?

Не нашли ответа? Задайте вопрос юристам

0 Комментарии

Вы недавно смотрели