- 22.04.2025 13:23
С 30 мая 2025 года действуют поправки в ст. 13.11 КоАП РФ по Федеральному закону от 30.11.2024 № 420-ФЗ. С этой даты за неуведомление Роскомнадзора о намерении осуществлять обработку персональных данных предусмотрен штраф. Вопрос. Я самозанятый фотограф. Работаю одна. Работаю через сайты - платформы wigbo и в контакте. Есть ли необходимость регистрации в Роскомнадзоре?
Добрый день!
Да.
Обязанность по маркировке рекламы возложена как на индивидуальных предпринимателей, так и на физических лиц, не зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей.
Кроме того, если индивидуальный предприниматель или физическое лицо размещает на своей странице в социальных сетях (в сети Интернет) рекламу, то они являются рекламораспространителями и должны предоставлять информацию или обеспечивать предоставление информации о такой рекламе в Роскомнадзор.
В соответствии с ч. 16 ст. 18.1 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон N 38-ФЗ) реклама, распространяемая в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, за исключением рекламы, размещенной в телепрограммах и телепередачах, радиопрограммах и радиопередачах, распространяемых в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, должна содержать пометку "реклама", а также указание на рекламодателя такой рекламы и (или) сайт, страницу сайта в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, содержащие информацию о рекламодателе такой рекламы.
Рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо (п. 5 ст. 3 Закона N 38-ФЗ).
Рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств (п. 7 ст. 3 Закона N 38-ФЗ).
Объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (п. 2 ст. 3 Закона N 38-ФЗ).
Согласно ч. 3 ст. 18.1 Закона N 38-ФЗ рекламодатели, рекламораспространители, операторы рекламных систем, разместившие в информационно-телекоммуникационной сети Интернет рекламу, направленную на привлечение внимания потребителей рекламы, находящихся на территории Российской Федерации, и соответствующие критериям, определенным Правительством Российской Федерации, обязаны предоставлять информацию или обеспечивать предоставление информации о такой рекламе в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в соответствии с ч. 5 данной статьи.
Критерии лиц, которые обязаны предоставлять информацию или обеспечивать предоставление информации о такой рекламе в Роскомнадзор, определены в Постановлении Правительства РФ от 25.05.2022 N 948.
К лицам, обязанным предоставлять информацию или обеспечивать предоставление информации о размещенной в информационно-телекоммуникационной сети Интернет рекламе, в том числе относятся рекламораспространители, которые являются юридическими или физическими лицами, индивидуальными предпринимателями и осуществляют и (или) организуют распространение в сети Интернет рекламы любых рекламодателей, являющихся юридическими или физическими лицами, индивидуальными предпринимателями, органами государственной власти, иными государственными органами и органами местного самоуправления, а также муниципальными органами, которые не входят в структуру органов местного самоуправления, направленной на привлечение внимания потребителей рекламы, находящихся на территории Российской Федерации, в том числе рекламы, распространяемой в сети Интернет в форме баннеров, текстового или текстово-графического блока, видеороликов, аудиозаписи, аудио- и (или) видеотрансляции в прямом эфире.
Таким образом, обязанность по маркировке рекламы возложена как на индивидуальных предпринимателей, так и на физических лиц, не зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей.
Кроме того, если индивидуальный предприниматель или физическое лицо размещает на своей странице в социальных сетях (в сети Интернет) рекламу, то они являются рекламораспространителями и должны предоставлять информацию или обеспечивать предоставление информации о такой рекламе в Роскомнадзор.
Да, Вам как самозанятому фотографу необходимо зарегистрироваться в Роскомнадзоре. По закону, фотографы относятся к операторам персональных данных, так как обрабатывают личную информацию клиентов (контакты, имена) и сами фотографии, которые считаются биометрическими данными. С 30 мая 2025 года штрафы значительно возрастут – для физических лиц, включая самозанятых, они составят от 10 000 до 15 000 рублей за первое нарушение и до 30 000 рублей за повторное. Для регистрации нужно подать уведомление через портал Госуслуги или официальный сайт Роскомнадзора. Учтите, что использование платформ wigbo и ВКонтакте не освобождает от этой обязанности, так как Вы все равно являетесь оператором персональных данных своих клиентов. Также понадобится получать согласие клиентов на обработку их данных и использование фотографий. Более детальный анализ ваших прав и стратегии действий (включая при необходимости подготовку проектов документов), требует изучения всех нюансов вашего дела в рамках полноценной юридической консультации. Обращайтесь по контактам в моем профиле.
Здравствуйте! Как самозанятый фотограф, вы обязаны уведомить Роскомнадзор об обработке персональных данных клиентов, если используете автоматизированные средства для хранения или обработки данных (например, CRM-системы, электронные таблицы, онлайн-формы). Если же все данные обрабатываются вручную (например, записи в бумажном журнале), уведомление не требуется.
Надеюсь мой ответ был Вам полезен!
Если у вас остались дополнительные вопросы или нужна помощь в подготовке документов, напишите мне в WhatsApp. Буду рад помочь!
Здравствуйте, фотографию можно отнести к персональным данным. Поэтому на нее будут распространяться все общие правила работы с таким видом данных.