-
Вопрос № 00215894
Что делать? В 2025 году нашей семьёй (муж, жена и 3 детей) был приобретён дом в долевую собственность с применением мат. капитала у СЕСТРЫ мужа. В 2026 муж с работы оформляет имущ. вычет, его предупреждают, что налоговая откажет, т. к. сделка проведена между Взаимозависимыми людьми (брат и сестра). Но налоговая одобрила и перечислила деньги. Могут ли запросить назад ден. средства, в какой срок? Какие риски и ответственность у нас, какие наши дальнейшие действия?
Здравствуйте. Между взаимозависимыми лицами не запрещаются сделки, в том числе купля-продажа недвижимости. Также нет основания для отказа в налоговом вычете по причине такой сделки.
Действительно, ФНС может проявлять повышенный интерес к таким сделкам, но в случае подозрений в необоснованной налоговой выгоде. Однако это обычно относиться к бизнесу, а не к физическим лицам. При наличии полного пакета документов (договор, регистрация права собственности, сведения об оплате дома и прочее), а также фактического проживания в доме вам с высокой долей вероятности опасаться нечего.
UPD: Приношу свои извинения. Я допустил ошибку в ответе вам. Действительно оформить налоговый вычет по НДФЛ нельзя при покупке жилья у взаимозависимого лица (п. 5 Ст. 220 НК РФ), которым среди прочих являются близкие родственники - полнородные и неполнородные братья и сестры (пп. 11 П. 1 Ст. 105.1 НК РФ).
Вместе с тем вашим супругом сдана налоговая декларация, подвергнутая камеральной проверке. Так как вашему мужу перечислены деньги, значит проверка завершена без выявления нарушений. Проведение повторной камеральной проверки одной и той же декларации не предусмотрено налоговым кодексом.
Однако налоговый орган вправе запрашивать документы по сделке вне рамок какой-либо проверки в целях контроля (ст. 93.1 НК РФ). По результатам такого контроля или вне его ФНС может назначить выездную проверку даже в отношении физического лица по той же декларации о вычете, которая уже прошла до этого камеральную проверку. Результатом выездной будет решение о возврате налога с начислением штрафа от 20 до 40% полученной суммы и пени. Выездная проверка возможна за три предшествующих года, т.е. В 2026 год можно проверять вплоть до 31.12.2029 года.
Здравствуйте, положениями ст. 220 НК РФ предусмотрен запрет на получение имущественного налогового вычета в связи с покупкой у взаимозависимого лица (сестры мужа). Его предоставление и возмещение денежных средств является ошибкой налогового органа. При этом Конституционным судом РФ подтверждено право налогового органа обращаться в суд за взысканием необоснованно предоставленного возмещения, как неосновательного обогащения. Выездную налоговую проверку в отношении физического лица налоговый орган проводить не будет.







