Следует отметить, что нередко виновным в затоплении является вовсе не сосед, а управляющая организация (ветхость труб стояков отопления, водоснабжения, канализации; не справляется ливневка; протекает крыша; влага попадает через межпанельные швы дома; не выдерживает радиатор отопления при опрессовке или подаче теплоносителя). Полный перечень имущества, за содерждание которого ответственна управляющая организация, закреплен в разделе I Постановления Правительства от 13.08.2006 г. № 491.
Что делать, если случилась неприятность?
1. При обнаружении течи в квартире необходимо сразу позвонить в аварийно-диспетчерскую службу. Номер службы может не оказаться под рукой, к сожалению, мало кто держит номер телефона службы на готове. К счастью, большинство управляющих организаций размещают номера экстренных служб в подъезде. Если необходимого номера телефона у Вас нет — бегите к стенду на первом этаже или попросите сделать это соседа.
2. Попробуйте ликвидировать течь самостоятельно с целью минимизировать причиненный ущерб. Если вода течет сверху, обратитесь к соседям, возможно течь происходит от них, а если нет, то соседи могут помочь Вам ограничить свое имущество от этой «стихии». Необходимо учитывать, что вода может попадать к Вам не только с вышерасположенной квартиры, но и из квартиры по диагонали. У воды есть свойство заполнять пустоты, именно так она может попадать через плиты перекрытий не только в квартиру по стояку. Если Вы столкнулись со струей кипятка из радиатора отопления, не рискуйте здоровьем‼ В первую очередь выведите из помещения детей, после чего по возможности спасите важные документы. За имущество переживать не стоит — здоровье важнее.
3. После приезда сотрудников аварийной службы или управляющей организации максимально подробно попробуйте выяснить причину затопления. В ходе ликвидации аварии и осмотра ее последствий сотрудниками аварийной службы попробуйте привлечь как можно больше свидетелей, которые могут помочь в дальнейшем в случае возникновения разногласий с управляющей организацией. Так же не стесняйтесь пользоваться средствами аудио-видеозаписи.
4. В случае, если сотрудники аварийной службы или управляющей организации приступили к составлению акта о затоплении на месте, не спешите его подписывать. Если Ваше состояние не позволяет Вам рассуждать спокойно, лучше не приступать к изучению акта и его подписи. Сфотографируйте составленный акт и поясните сотрудникам, что после его изучения Вы самостоятельно явитесь в офис управляющей организации и подпишете его.
5. Если Ваша точка зрения относительно причины аварии или объема полученных повреждений расходится с тем, что указано в акте, не стесняйтесь об этом указать. После указания примечаний в акте и его подписи обязательно его сфотографируйте. А оставшееся пустое место в акте перечеркните, или, как это называется, «закройте». Так Вы обезопасите себя от того, что в акт будет что-то дописано.
6. Если управляющая организация отказывается составлять акт о причинах затопления, обратитесь в офис компании самостоятельно с заявлением. Сделайте 2 экземпляра указанного заявления, на одном из которых в приемной Вам поставят отметку о его принятии, а второй Вы передадите в управляющую организацию. Согласно пункту 152 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 такой акт должен быть составлен в течение 12 часов со дня обращения потребителя.
Как возместить причиненный ущерб?
Если причиной затопления явилось ненадлежащее содержание общего имущества, указанного в начале статьи, требование о возмещении ущерба необходимо предъявлять лицу, ответственному за такое содержание и текущий ремонт — управляющая компания, ТСЖ, ТСН и иные организации, осуществляющие деятельность по управлению многоквартирным домом.
Не зря следует уделить огромное внимание акту о затоплении, потому что именно этот документ будет основополагающим в споре с управляющей организацией.
Для оценки причиненного ущерба необходимо привлечь эксперта-оценщика, после чего с его калькуляцией направить в управляющую организацию требование о возмещении ущерба.
Необходимо учитывать, что на отношения между управляющей организацией и собственником жилого помещения распространяются положения Закона РФ «О защите прав потребителей» (пункт 7 Обзора судебной практики Верховного суда РФ № 3 (2017)). Поэтому в случае, если дело дойдет до судебных разбирательств, то потребитель помимо возмещения ущерба и судебных расходов вправе рассчитывать на компенсацию морального вреда (ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей»), а так же штрафа в размер 50% от присужденных сумм за отказ в удовлетворении требований в добровольном порядке (ст. 13 того же Закона). Однако размеры морального вреда и указанного штрафа могут быть снижены судом по своему усмотрению с учетом принципов разумности и справедливости.
Что делать, если затопило квартиру?
На ваш вопрос может ответить искусственный интеллект
Статья была полезна?
Не нашли ответа? Задайте вопрос юристам
Отвечу на ваши вопросы
Подобные публикации