Если с потолка в вашей квартире начала капать вода, глубоко вдохните и сделайте два нехитрых, но важных шага: обесточьте электроприборы и вызовите аварийную службу.
Когда аварийная бригада перекрыла воду, можно оценивать масштаб бедствия и готовить план мероприятий.
Важно помнить, что для возмещения ущерба от потопа необходимо:
- доказать факт происшествия;
- установить источник залива;
- обосновать в денежном эквиваленте причинённый ущерб.
Фиксируем факт залива
Обратитесь в управляющую компанию (УК) и потребуйте, чтобы инженерная служба составила акт. В акте должны быть отражены дата, время, место, причина залива, а также перечислено имущество, которому причинён вред.
Акт составляется в присутствии представителей всех сторон: соседи, предполагаемый виновник, техник, инженер; визируется всеми присутствующими и скрепляется печатью управляющей компании. Делается это для того, чтобы пресечь в будущем любые недоразумения, споры и разногласия.
Устанавливаем сумму ущерба
Специалист по оценке может установить, в какую сумму обошёлся вам залив квартиры. Оценке подвергается всё, что так или иначе пострадало: стены, материалы, ремонт, мебель, предметы быта, иное имущество.
Договор, который вы заключили с оценочной компанией, и подтверждение оплаты её услуги храните, пока ситуация не разрешится, так как ваши расходы будут учитываться комплексно.
Сейчас очень популярна установка натяжных потолков, которые способны удерживать водяной поток и минимизировать последствия потопа. Если у вас такой же, то сумма причинённого ущерба может равняться стоимости восстановительных работ потолка после аварии.
Если жилище застраховано
Если имущество, которое пострадало от залива, было застраховано, то необходимо о факте залива сообщить в страховую компанию. Она направит к вам своего представителя для оценки ущерба. И если случай будет признан страховым, вы получите страховую выплату.
Данная выплата исключается из общего расчёта стоимости ущерба, поскольку считается покрытой за счёт страховки. Страховая компания самостоятельно предъявит регрессные требования к виновнику аварии.
Устанавливаем виновного
Сумму ущерба (или сумму, уменьшенную на страховую выплату) необходимо предъявить виновному лицу или организации. И это, пожалуй, самое сложное.
Для того чтобы определить виновника, отматываем немного назад: к составленному при свидетелях акту, в котором зафиксирована причина залива.
Выявляем виновника, руководствуясь:
- нормами Жилищного кодекса РФ;
- постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года № 491 «Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность»;
- нормами ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» от 30.12.2009 № 384-ФЗ. (ВС РФ очень рекомендовал обращать внимание на нормы этого закона).
Эти документы устанавливают обязанности управляющей компании и понятия общего имущества в доме.
Например, управляющая компания отвечает за нарушение обязательств и несёт ответственность за надлежащее содержание общего имущества.
В имущество, кроме прочего, входят «общедомовые инженерные системы горячего и холодного водоснабжения, состоящего из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства».
Первые отключающие устройства и запорно-регулирующие краны на отводах внутриквартирной разводки — это элементы внутридомовых инженерных сетей. Они отвечают основному признаку общего имущества как предназначенного для обслуживания нескольких или всех помещений в доме.
Такие устройства могут быть и в квартире, но это не означает, что они используются исключительно для обслуживания этой квартиры и не могут быть отнесены к общему имуществу в многоквартирном доме.
Иначе говоря, если в акте указано, что произошёл разрыв шланга стиральной машинки, то ответственность будет на собственнике жилого помещения, а если была произведена некачественная замена запорного вентиля, то виновной может быть признана и управляющая компания.
Если сразу определить причину невозможно, то следует прибегнуть к строительно-технической экспертизе.
Разрешаем вопрос мирно
Когда у вас на руках будут все необходимые документы, можно направить виновнику письменную претензию. Письменная форма в дальнейшем позволит обратиться в суд, не теряя времени. В претензии укажите причину обращения, сумму к возмещению и реквизиты для перечисления денежных средств.
Если виновная сторона признаёт вину и готова компенсировать сумму ущерба во внесудебном порядке, то стороны вправе заключить соглашение. В нём будут указаны порядок, срок и сумма возмещения. Такое соглашение может быть составлено как в простой, так и в нотариальной форме.
Нотариальная форма с оговоркой о взыскании по исполнительной надписи нотариуса упростит процедуру принудительного взыскания денежных средств, если виновная в потопе сторона не выполнит свои обязательства добросовестно.
Разрешаем вопрос в суде
Если виновная сторона не признаёт свою вину, не соглашается с суммой компенсации или иным образом бездействует, то вопрос требует разрешения в судебном порядке.
Обращаясь с иском к УК в суд, по закону о защите прав потребителей вы вправе требовать, помимо основной суммы, ещё и неустойку в размере 3 % от стоимости ущерба за каждый день просрочки, а также штраф за отказ от исполнения требования в размере 50 % от цены иска.
Во всех случаях, кроме суммы ущерба, стоит требовать и компенсацию понесённых расходов: это расходы на проведение экспертизы и иные затраты.
Обратиться в суд можно в сроки исковой давности — не позднее трех лет с момента аварии. Если срок исковой давности прошёл, то это может служить основанием для отказа в возмещении.
Возмещение ущерба виновному лицу
Если в заливе вашей квартиры виноват другой собственник, то его вина не всегда может быть прямой.
Так, например, вина может быть установлена в результате действий (бездействий):
- ремонтной организации, если причиной аварии стали ремонтные работы;
- застройщика — в пределах гарантийного срока;
- квартирантов — в соответствии с условиями договора найма.
Выплатив долг, собственник вправе предъявить регрессные требования к лицу или организации, причинившим вред.