Как бороться с правовым цинизмом и нигилизмом?

10.11.2024

(обновлено 11.11.2024)

15 мин

2

Юридические заметки

Как бороться с правовым цинизмом и нигилизмом?
 На конкурс эссе Федеральной палаты адвокатов РФ  к юбилею адвокатуры   «160 лет российской 

 На конкурс эссе Федеральной палаты адвокатов РФ

 к юбилею адвокатуры   «160 лет российской 

адвокатуры»: история и современность  

  Эссе:

«Роль адвоката  в правовой пропаганде и борьбе с правовым

нигилизмом  в современной России и в СССР».

Манучарова Анжелика Григорьевна

Адвокат, номер 77/ 17172  в реестре адвокатов города Москвы

                                                  Москва, 2024

      В настоящем эссе представлена попытка выявить роль адвоката в развитии высокого правосознания граждан. Задача, которую поставил перед собой  автор, состояла в том, чтобы через свой опыт сформулировать идею, с помощью которой, по мнению автора, достигается развитие  высокого правосознания граждан России, повышается авторитет законов в России. Двигаясь от опыта правовой пропаганды в  СССР  и практического опыта адвоката при общении с доверителями, судьями, прокурорами, автор пытается представить  новые современные методы  правового просвещения населения.

По сути, исследование представляет собой поиск модели, направленной на развитие правового государства, формирования сознательности граждан России и повышение престижа адвоката.

      В качестве гипотезы представлена идея о  том, что каждый адвокат может быть источником для правового просвещения граждан России, используя свой практический опыт и знания.  Как говорил М. Горький: «Нет силы более могучей, чем знание, человек, вооруженный знанием,-  непобедим».

     Проблема состоит в отсутствии идеи развития права, которое  должно служить целям нравственного прогресса и помогать нравственному началу распространяться среди людей. В этом смысле эта идея является прямой противоположностью теориям, отождествляющим право с силой и расчётом.

      По мнению автора главной  проблемой с которой  может сталкиваться наше современное общество- это правовой цинизм, а именно готовность использовать знания права в преступных целях. В настоящее время криминализация затронула почти все социальные, гендерные и возрастные группы, появляются нетрадиционные виды преступности. Общее понижение уровня правосознания и правовой культуры выражается в криминализации общества, все большем отрицанием населения значимости правоохранительных органов, нарастании нигилистического отношения к праву.

     В связи с этим  правовое просвещение населения представляется как одна из стратегических направлений деятельности государства.

     Стоит отметить, что правосознание российского общества также отличается рядом существенных особенностей. Первостепенное влияние на формирование таких особенностей оказывали именно исторические условия развития нашего общества. Важнейшей здесь выступает патриархальная традиция общественного уклада, основанная на понимании права как обязательных предписаний стоящих на вершине власти людей. Владимир Соловьев в своей работе «Оправдание добра» писал, что «право русским народом понимается как средство принудительного осуществления минимального добра» [1].

     Более 100 лет прошло со дня смерти Вл.Соловьева, однако высказанные им идеи до сих пор не потеряли своей актуальности и продолжают быть объектом критического исследования. По его мнению в России свойственен  правовой нигилизм, а именно потеря веры в регулирующую силу права, разочарование в его социальной роли.

       Русскому народу присущ взгляд на право как на обязательные предписания стоящих на вершине власти людей. Поэтому должен быть выработан механизм воспитания высокого правосознания, основанный на современных методах и способах распространения информации среди населения.

       Для российского общества актуальной является задача разработать такую правовую идею, которая соответствовала бы его историческим традициям, духовности его народа, обеспечивала бы становление правового государства и правового общественного порядка. 

    

      В СССР одним из методов правового просвещения являлась правовая пропаганда среди населения. В Постановлении ЦК КПСС от 15 сентября 1970 г. «О мерах по улучшению правового воспитания трудящихся» указывалось на первостепенное значение воспитания высокого  правосознания и распространения юридических знаний среди населения. Правовая пропаганда проводилась планомерно и адресно. В целях контроля за  поведением и мышлением  граждан распространялись конкретные правовые установки. Проводились тематические семинары, устные журналы и вечера вопросов и ответов в клубах и библиотеках по правовым вопросам с критикой пьянства, тунеядства, хулиганства и т.п.. («За культуру быта», «Трудовые споры»). Проводились массовые беседы для населения на темы «Моя милиция меня бережет», «Пьянству бой».

      «О работе коллегий адвокатов РСФСР по пропаганде права и разъяснению законодательства среди населения в 1966г.», где вновь отмечалось, что правовое воспитание граждан является важнейшей задачей адвокатуры. Правовая пропаганда, отмечали авторы этого документа, «повышает социальное правосознание, правовую культуру населения, является одной из форм предупреждения правонарушений.»

      

       В Новгородской юридической консультации осуществлялся четкий учет проводимых пропагандистских мероприятий. На каждого адвоката была заведена отдельная карточка, где фиксировалась его работа. Президиум коллегии периодически издавал постановления, в которых требовал вовлечения всех адвокатов в пропагандистскую работу.

         Правовое воспитание-это целенаправленная деятельность по трансляции (передаче) правовой культуры, правового опыта. Правовое воспитание имеет целью развитие правового сознания человека и правовой культуры общества в целом.Что касается правового воспитания в узком смысле, то оно отличается своей целенаправленностью  на повышение правовой культуры. Человека, группы людей и общества в целом.

       Правовое воспитание тесно связано с правовым обучением: воспитание не может происходить без обучения, а  обучение так или иначе оказывает и воспитательный эффект.

    

       И на роль воспитателя годится далеко не каждый. В общественном масштабе таким воспитателем может стать именно адвокат, являющийся независимым профессиональным советником по правовым вопросам,  который «раскроет» людям глаза на истинное положение дел в области защиты  прав человека, противостоянии государственному произволу

С уважением,

А.Г.Манучарова

                                       На конкурс эссе Федеральной палаты адвокатов РФ

                                       к юбилею адвокатуры   «160 лет российской 

                                       адвокатуры»: история и современность  

  Эссе:

          «Роль адвоката  в правовой пропаганде и борьбе с правовым

           нигилизмом  в современной России и в СССР».

Манучарова Анжелика Григорьевна

Адвокат, номер 77/ 17172  в реестре адвокатов города Москвы

                                                  Москва, 2024

      В настоящем эссе представлена попытка выявить роль адвоката в развитии высокого правосознания граждан. Задача, которую поставил перед собой  автор, состояла в том, чтобы через свой опыт сформулировать идею, с помощью которой, по мнению автора, достигается развитие  высокого правосознания граждан России, повышается авторитет законов в России. Двигаясь от опыта правовой пропаганды в  СССР  и практического опыта адвоката при общении с доверителями, судьями, прокурорами, автор пытается представить  новые современные методы  правового просвещения населения.

По сути, исследование представляет собой поиск модели, направленной на развитие правового государства, формирования сознательности граждан России и повышение престижа адвоката.

      В качестве гипотезы представлена идея о  том, что каждый адвокат может быть источником для правового просвещения граждан России, используя свой практический опыт и знания.  Как говорил М. Горький: «Нет силы более могучей, чем знание, человек, вооруженный знанием,-  непобедим».

     Проблема состоит в отсутствии идеи развития права, которое  должно служить целям нравственного прогресса и помогать нравственному началу распространяться среди людей. В этом смысле эта идея является прямой противоположностью теориям, отождествляющим право с силой и расчётом.

      По мнению автора главной  проблемой с которой  может сталкиваться наше современное общество- это правовой цинизм, а именно готовность использовать знания права в преступных целях. В настоящее время криминализация затронула почти все социальные, гендерные и возрастные группы, появляются нетрадиционные виды преступности. Общее понижение уровня правосознания и правовой культуры выражается в криминализации общества, все большем отрицанием населения значимости правоохранительных органов, нарастании нигилистического отношения к праву.

     В связи с этим  правовое просвещение населения представляется как одна из стратегических направлений деятельности государства.

     Стоит отметить, что правосознание российского общества также отличается рядом существенных особенностей. Первостепенное влияние на формирование таких особенностей оказывали именно исторические условия развития нашего общества. Важнейшей здесь выступает патриархальная традиция общественного уклада, основанная на понимании права как обязательных предписаний стоящих на вершине власти людей. Владимир Соловьев в своей работе «Оправдание добра» писал, что «право русским народом понимается как средство принудительного осуществления минимального добра» [1].

     Более 100 лет прошло со дня смерти Вл.Соловьева, однако высказанные им идеи до сих пор не потеряли своей актуальности и продолжают быть объектом критического исследования. По его мнению в России свойственен  правовой нигилизм, а именно потеря веры в регулирующую силу права, разочарование в его социальной роли.

       Русскому народу присущ взгляд на право как на обязательные предписания стоящих на вершине власти людей. Поэтому должен быть выработан механизм воспитания высокого правосознания, основанный на современных методах и способах распространения информации среди населения.

       Для российского общества актуальной является задача разработать такую правовую идею, которая соответствовала бы его историческим традициям, духовности его народа, обеспечивала бы становление правового государства и правового общественного порядка. 

    

      В СССР одним из методов правового просвещения являлась правовая пропаганда среди населения. В Постановлении ЦК КПСС от 15 сентября 1970 г. «О мерах по улучшению правового воспитания трудящихся» указывалось на первостепенное значение воспитания высокого  правосознания и распространения юридических знаний среди населения. Правовая пропаганда проводилась планомерно и адресно. В целях контроля за  поведением и мышлением  граждан распространялись конкретные правовые установки. Проводились тематические семинары, устные журналы и вечера вопросов и ответов в клубах и библиотеках по правовым вопросам с критикой пьянства, тунеядства, хулиганства и т.п.. («За культуру быта», «Трудовые споры»). Проводились массовые беседы для населения на темы «Моя милиция меня бережет», «Пьянству бой».

      «О работе коллегий адвокатов РСФСР по пропаганде права и разъяснению законодательства среди населения в 1966г.», где вновь отмечалось, что правовое воспитание граждан является важнейшей задачей адвокатуры. Правовая пропаганда, отмечали авторы этого документа, «повышает социальное правосознание, правовую культуру населения, является одной из форм предупреждения правонарушений.»

      

       В Новгородской юридической консультации осуществлялся четкий учет проводимых пропагандистских мероприятий. На каждого адвоката была заведена отдельная карточка, где фиксировалась его работа. Президиум коллегии периодически издавал постановления, в которых требовал вовлечения всех адвокатов в пропагандистскую работу.

         Правовое воспитание-это целенаправленная деятельность по трансляции (передаче) правовой культуры, правового опыта. Правовое воспитание имеет целью развитие правового сознания человека и правовой культуры общества в целом.Что касается правового воспитания в узком смысле, то оно отличается своей целенаправленностью  на повышение правовой культуры. Человека, группы людей и общества в целом.

       Правовое воспитание тесно связано с правовым обучением: воспитание не может происходить без обучения, а  обучение так или иначе оказывает и воспитательный эффект.

    

       И на роль воспитателя годится далеко не каждый. В общественном масштабе таким воспитателем может стать именно адвокат, являющийся независимым профессиональным советником по правовым вопросам,  который «раскроет» людям глаза на истинное положение дел в области защиты  прав человека, противостоянии государственному произволу

С уважением,

А.Г.Манучарова

      В настоящем эссе представлена попытка выявить роль адвоката в развитии высокого правосознания граждан. Задача, которую поставил перед собой  автор, состояла в том, чтобы через свой опыт сформулировать идею, с помощью которой, по мнению автора, достигается развитие  высокого правосознания граждан России, повышается авторитет законов в России. Двигаясь от опыта правовой пропаганды в  СССР  и практического опыта адвоката при общении с доверителями, судьями, прокурорами, автор пытается представить  новые современные методы  правового просвещения населения.

По сути, исследование представляет собой поиск модели, направленной на развитие правового государства, формирования сознательности граждан России и повышение престижа адвоката.

      В качестве гипотезы представлена идея о  том, что каждый адвокат может быть источником для правового просвещения граждан России, используя свой практический опыт и знания.  Как говорил М. Горький: «Нет силы более могучей, чем знание, человек, вооруженный знанием,-  непобедим».

     Проблема состоит в отсутствии идеи развития права, которое  должно служить целям нравственного прогресса и помогать нравственному началу распространяться среди людей. В этом смысле эта идея является прямой противоположностью теориям, отождествляющим право с силой и расчётом.

      По мнению автора главной  проблемой с которой  может сталкиваться наше современное общество- это правовой цинизм, а именно готовность использовать знания права в преступных целях. В настоящее время криминализация затронула почти все социальные, гендерные и возрастные группы, появляются нетрадиционные виды преступности. Общее понижение уровня правосознания и правовой культуры выражается в криминализации общества, все большем отрицанием населения значимости правоохранительных органов, нарастании нигилистического отношения к праву.

     В связи с этим  правовое просвещение населения представляется как одна из стратегических направлений деятельности государства.

     Стоит отметить, что правосознание российского общества также отличается рядом существенных особенностей. Первостепенное влияние на формирование таких особенностей оказывали именно исторические условия развития нашего общества. Важнейшей здесь выступает патриархальная традиция общественного уклада, основанная на понимании права как обязательных предписаний стоящих на вершине власти людей. Владимир Соловьев в своей работе «Оправдание добра» писал, что «право русским народом понимается как средство принудительного осуществления минимального добра» [1].

     Более 100 лет прошло со дня смерти Вл.Соловьева, однако высказанные им идеи до сих пор не потеряли своей актуальности и продолжают быть объектом критического исследования. По его мнению в России свойственен  правовой нигилизм, а именно потеря веры в регулирующую силу права, разочарование в его социальной роли.

       Русскому народу присущ взгляд на право как на обязательные предписания стоящих на вершине власти людей. Поэтому должен быть выработан механизм воспитания высокого правосознания, основанный на современных методах и способах распространения информации среди населения.

       Для российского общества актуальной является задача разработать такую правовую идею, которая соответствовала бы его историческим традициям, духовности его народа, обеспечивала бы становление правового государства и правового общественного порядка. 

    

      В СССР одним из методов правового просвещения являлась правовая пропаганда среди населения. В Постановлении ЦК КПСС от 15 сентября 1970 г. «О мерах по улучшению правового воспитания трудящихся» указывалось на первостепенное значение воспитания высокого  правосознания и распространения юридических знаний среди населения. Правовая пропаганда проводилась планомерно и адресно. В целях контроля за  поведением и мышлением  граждан распространялись конкретные правовые установки. Проводились тематические семинары, устные журналы и вечера вопросов и ответов в клубах и библиотеках по правовым вопросам с критикой пьянства, тунеядства, хулиганства и т.п.. («За культуру быта», «Трудовые споры»). Проводились массовые беседы для населения на темы «Моя милиция меня бережет», «Пьянству бой».

      «О работе коллегий адвокатов РСФСР по пропаганде права и разъяснению законодательства среди населения в 1966г.», где вновь отмечалось, что правовое воспитание граждан является важнейшей задачей адвокатуры. Правовая пропаганда, отмечали авторы этого документа, «повышает социальное правосознание, правовую культуру населения, является одной из форм предупреждения правонарушений.»

      

       В Новгородской юридической консультации осуществлялся четкий учет проводимых пропагандистских мероприятий. На каждого адвоката была заведена отдельная карточка, где фиксировалась его работа. Президиум коллегии периодически издавал постановления, в которых требовал вовлечения всех адвокатов в пропагандистскую работу.

         Правовое воспитание-это целенаправленная деятельность по трансляции (передаче) правовой культуры, правового опыта. Правовое воспитание имеет целью развитие правового сознания человека и правовой культуры общества в целом.Что касается правового воспитания в узком смысле, то оно отличается своей целенаправленностью  на повышение правовой культуры, человека, группы людей и общества в целом.

       Правовое воспитание тесно связано с правовым обучением: воспитание не может происходить без обучения, а  обучение так или иначе оказывает и воспитательный эффект.

    

       И на роль воспитателя годится далеко не каждый. В общественном масштабе таким воспитателем может стать именно адвокат, являющийся независимым профессиональным советником по правовым вопросам,  который «раскроет» людям глаза на истинное положение дел в области защиты  прав человека, противостоянии государственному произволу

 

                                       

         Правовое воспитание-это целенаправленная деятельность по трансляции (передаче) правовой культуры, правового опыта. Правовое воспитание имеет целью развитие правового сознания человека и правовой культуры общества в целом.Что касается правового воспитания в узком смысле, то оно отличается своей целенаправленностью  на повышение правовой культуры. Человека, группы людей и общества в целом.

       Правовое воспитание тесно связано с правовым обучением: воспитание не может происходить без обучения, а  обучение так или иначе оказывает и воспитательный эффект.

    

       И на роль воспитателя годится далеко не каждый. В общественном масштабе таким воспитателем может стать именно адвокат, являющийся независимым профессиональным советником по правовым вопросам,  который «раскроет» людям глаза на истинное положение дел в области защиты  прав человека, противостоянии произволу.

Проблема состоит в отсутствии идеи развития права, которое  должно служить целям нравственного прогресса и помогать нравственному началу распространяться среди людей. В этом смысле эта идея является прямой противоположностью теориям, отождествляющим право с силой и расчётом.

                                        

                                   

Статья была полезна?

Не нашли ответа? Задайте вопрос юристам

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все отзывы
logo