Прежде чем приступить к правам в поезде, небольшая оговорка — в скобках указан номер пункта стандарта СТО РЖД 1.04.001-2007, чтобы Вы знали на что ссылаться, если решите отстаивать свои права.
ПОСАДКА И РАЗМЕЩЕНИЕ
По просьбе пассажира проводник помогает пассажиру загрузить или выгрузить багаж из тамбура (п. 5.3.3 и п. 7.3.2).
Проводник должен не только принести белье, но и предложить пассажиру его застелить (п. 6.2.1.1). Убирает проводник белье после того, как пассажир покинул вагон или с согласия пассажира за 30 минут до прибытия в место назначения (п. 6.4.3.2).
Температура в вагоне должна быть от 22 до 26 С — летом; зимой и переходное время года должна быть от 20 до 24 С, в туалете не ниже 16 С (п. 6.2.2.2 — 6.2.2.3).
В туалете всегда должно быть — мыло, туалетная бумага и бумажные полотенца. Проводник следит за этим каждый час, а если пассажиры жалуются — чаще (п. 6.4.3.6 Стандарта).
ПИТАНИЕ И РАЗВЛЕЧЕНИЯ
Чай, кофе и снеки проводник предлагает не реже 3-х раз в день и по просьбе пассажиров. Чай должны подать в течение 15 минут после просьбы.
С 23.00 до 6.00 в вагоне должна соблюдаться тишина (п. 6.3.2 Стандарта).
К проводнику можно обратиться и с нестандартными просьбами (п. 8.1.1). Например – погреть продукты в микроволновке (она обязана быть в купе проводника, п. 5.1.13 Санпина). Отказать в просьбе могут, только если просьба незаконная (п. 8.1.3 Стандарта).
Проводник по просьбе пассажира бесплатно выдает шахматы (шашки или домино), а также щетки для одежды и обуви (п. 6.1.7. Стандарта).
БАГАЖ
Вечный вопрос — вправе ли пассажир с верхней полки разместить свой багаж под спальным местом своего «соседа снизу»? Ответ — нет, преимущество здесь за пассажиром с нижней полки. Но это закреплено не в стандарте, а п. п. 112 Правил перевозок.
Норма ручной клади — не больше 36 кг. (а в СВ – не более 50 кг.) на одно место. А вот провоз кошки или собаки — это не багаж. Их проезд оплачивается отдельно — не более 1/4 от стоимости «взрослого билета» (п. 124 Правил перевозок). Животных можно провозить только в купе, в плацкарте и СВ — нет.
ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ПРАВА ПАССАЖИРА НАРУШАЮТСЯ?
Если пассажир не доволен качеством услуг в поезде , то он может самостоятельно в произвольной форме составить акт о неудовлетворительных условиях проезда и предъявить к перевозчику требование об уменьшении стоимости проезда и компенсации морального вреда. Если перевозчик игнорирует претензию, то можно обращаться в суд .
Например, есть судебная практика в пользу пассажиров, которые предъявляли требования к ОАО «РЖД» из-за неисправного кондиционера и духоты в вагоне.