Обращаться для защиты своих прав и законных интересов следует:
1) Лично к руководителю организации.
2) В комиссию по трудовым спорам (КТС).
3) При отсутствии КТС – в профком на предприятии, в территориальный или отраслевой комитет профсоюза. Если нет таких органов, в любой другой представительный орган работников.
4) При отсутствии КТС и профкома или при их бездействии – в ГИТ (гос. инспекция труда) либо прокуратуру.
5) В районный суд Непосредственно в судах рассматриваются споры по заявлениям (ч. 2, 3 ст. 391 ТК РФ):
– о восстановлении на работе независимо от оснований прекращения трудового договора;
– об изменении даты и формулировки причины увольнения;
– о переводе на другую работу;
– об оплате за время вынужденного прогула;
– о выплате разницы в заработной плате за время выполнения нижеоплачиваемой работы;
– о неправомерных действиях (бездействии) работодателя при обработке и защите персональных данных;
– о компенсации морального вреда, причиненного работнику неправомерными действиями (бездействием) работодателя;
– об отказе в приеме на работу;
– лиц, работающих по трудовому договору у работодателей
– физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями;
– работников религиозных организаций;
– лиц, считающих, что они подверглись дискриминации.
Работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора (кроме спора об увольнении) в следующие сроки: – в течение 3 месяцев со дня, когда узнал или должен был узнать о нарушении своего права, – по общему правилу. Это следует из ч. 1 ст. 392 ТК РФ; – в течение 1 года со дня установленного срока выплаты зарплаты и других причитающихся ему выплат (в том числе при увольнении) – по спорам о невыплате или неполной выплате указанных сумм. Такое положение содержится в ч. 2 ст. 392 ТК РФ. В остальных случаях работнику предоставляется право выбора: обратиться за разрешением трудового спора в КТС либо прямо в суд.