Обращаться для защиты своих прав и законных интересов следует:
1) Лично к руководителю организации.
2) В комиссию по трудовым спорам (КТС).
3) При отсутствии КТС – в профком на предприятии, в территориальный или отраслевой комитет профсоюза. Если нет таких органов, в любой другой представительный орган работников.
4) При отсутствии КТС и профкома или при их бездействии – в ГИТ (гос. инспекция труда) либо прокуратуру.
5) В районный суд Непосредственно в судах рассматриваются споры по заявлениям (ч. 2, 3 ст. 391 ТК РФ):
— о восстановлении на работе независимо от оснований прекращения трудового договора;
— об изменении даты и формулировки причины увольнения;
— о переводе на другую работу;
— об оплате за время вынужденного прогула;
— о выплате разницы в заработной плате за время выполнения нижеоплачиваемой работы;
— о неправомерных действиях (бездействии) работодателя при обработке и защите персональных данных;
— о компенсации морального вреда, причиненного работнику неправомерными действиями (бездействием) работодателя;
— об отказе в приеме на работу;
— лиц, работающих по трудовому договору у работодателей
— физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями;
— работников религиозных организаций;
— лиц, считающих, что они подверглись дискриминации.
Работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора (кроме спора об увольнении) в следующие сроки: — в течение 3 месяцев со дня, когда узнал или должен был узнать о нарушении своего права, — по общему правилу. Это следует из ч. 1 ст. 392 ТК РФ; — в течение 1 года со дня установленного срока выплаты зарплаты и других причитающихся ему выплат (в том числе при увольнении) — по спорам о невыплате или неполной выплате указанных сумм. Такое положение содержится в ч. 2 ст. 392 ТК РФ. В остальных случаях работнику предоставляется право выбора: обратиться за разрешением трудового спора в КТС либо прямо в суд.