Ценность цифровых активов или, в любом случае, нас ждёт Цифровой кодекс

27.01.2024

(обновлено 27.01.2024)

7 мин

7

Интернет право

Ценность цифровых активов или, в любом случае, нас ждёт Цифровой кодекс Ценность цифровых активов или, в любом случае, нас ждёт Цифровой кодекс
Актуальность цифровых активов возникла в узких направлениях деятельно далеко не сейчас. Я лично застал актуальность этого вопроса на пороге

Актуальность цифровых активов возникла в узких направлениях деятельно далеко не сейчас. Я лично застал актуальность этого вопроса на пороге 2016-2017 года. Тогда некоторые участники рынка начали робко поговаривать о непонятной ситуации. Примечательно то, что речь не шла о крипто или цифровых валютах. Тогда, вопрос возник из следующих ценных цифровых «вещах, собственности, активах» — даже слово не было подобрано. Не понятно было каким образом это называть.

Итак, в тот момент обсуждались следующие вещи, представлявшие ценность для компаний: сайт, домен сайта, ранжирование сайта в поисковых системах, целевой трафик по коммерческой группе запросов, который этот сайт генерирует. Оптимизация под конверсию посадочных страниц сайта, уникальные изображения — рендеры продукта (уникальное моделирование, нравящееся клиенту), база знаний компании для вывода в должность и введения в курс дела новых сотрудников. И некоторые другие ценности.

Кстати, это было производство. Реальное, с электроэнергией, скважиной, цехами, линиями оборудования, собственным офисом. то есть очень конкретными материальными активами. На тот момент, и сейчас в том числе, по старой доброй заведённой традиции в России стоимость такого производства, обычно определяется остаточной стоимостью станков и оборудования, транспортных средств, плюс накидывают за выделенную мощность подключения электросетей, если есть — за газ. И на этом всё.

Для 90% не акционированных предприятий малого и среднего бизнеса, и процентов 50% крупного бизнеса. Основная проблема (её требуется чётко артикулировать) в том, что само по себе это оборудование, станки, машины — не актив. Это пассив, который в простое генерирует убытки. Его нужно охранять, чтобы не растащили, ремонтировать, менять, амортизировать. Всю прибыль это оборудование или в целом производственный комплекс генерирует только благодаря огромному количеству нематериальных активов. Репутация, имя бренда — это ещё понятно. А вот как оценить для целей продажи или для целей защиты собственности трафик сайта? Как реально оценить, буквально придать стоимость рендеру, который 5 раз переделывался и является высоко конверсионным. Что мы имеем на сегодняшний день.

В настоящий момент благодаря цифровым валютам, цифровому рублю мы имеем законное определение понятия (наконец-то появилось какое-то понятие) Цифровой Финансовый Актив. Федеральным законом от 31.07.2020 № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

ЦФА — это цифровые права, включающие денежные требования, возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам, права участия в капитале непубличного акционерного общества, право требовать передачи эмиссионных ценных бумаг, которые предусмотрены решением о выпуске ЦФА. Это большое продвижение в этой области. Возможно, в следующих материалах мы вернёмся к этой теме и подробно разберём её. Начнём с БАЗЫ. Некий абстрактный цифровой актив.

Что это? Цифровой Актив (Digital Asset) имеет следующие составляющие:

  1. Информационная составляющая — несёт или передаёт информацию.
  2. Экономическая составляющая — имеет экономическое основание.
  3. Правовая составляющая — легальность, владение, пользование, распоряжение — то есть имущественная часть, возможность передачи, продажи, дарения, наследования — атрибуты имущества, может и должен быть защищён, может подвергнуться атаке, может быть утрачен или утерян и так далее.
  4. Ценностная составляющая — имеет объективную и субъективную ценность. может генерировать прибыль для компании (например, сайт Landing page с высокой конверсией) и для физического лица (например, уникальные коммерческие фото бруса принадлежат конкретному фотографу, давшему разрешение на их использование на сайте конкретной компании. Они очень красивые, за этот счёт на сайте больше заявок)

В каком месте имеем проблемы и сложности на сегодня? Пункты: 2,3,4. Сущностно, всё предельно просто. С одной стороны рынок высококвалифицирован и узок. Участники рынка не владеющие данными компетенциями не в состоянии понять — о чём идёт речь. О какой-либо оценке речь вообще не идёт.

С другой стороны у соответствующих органов и суда нет компетенции, чтобы оценить значимость актива при его защите. Государственный аппарат регулирования избрал путь движения с упором на такие цифровые активы, которые подпадают под технологию блокчейн (распределённого реестра), как наиболее ценных и понятных. В них присутствует защита от копирования. клонирования, присутствует уникальность и ещё ряд понятных государственному аппарату атрибутов. Оперировать с активами на блокчейне сильно легче. Обратимся к «живому» рынку. Операции с цифровыми активами проходят миллионами. Правда, в серую или полу-серую.

Налог за деятельность платится. Ценность назначаемая. Что это за операции: продажа сайта, продажа трафика, деятельность партнёрских сетей web — мастеров, работа с поисковыми системами и «продвижение» информации о компании и много другое. Эти виды деятельности и сделки подпадают под разные регистрационные коды: маркетинг и продажи, web — разработка и IT сектор, консалтинг и резалтинг в определённой сфере. Это то, как одна из сторон официально оформлена. А вот на стороне заказчика, в пользу которого выполняются работы и который в их результате приобретает определённый актив — зияющая дыра.

В банкротстве не учесть, в продаже учесть сложно. В налоговую базу не включено. И далее, далее по списку. И использовать эти активы мы не можем корректно. Они остаются в серой зоне. Они как-бы есть, но их как-бы нет. Мне думается, что на основе нашего и моего личного опыта серия материалов на эту тему будет полезна и интересна. Тема безразмерная. Будем придерживаться в дальнейшем узких вопросов.

Задайте вопрос всем юристам на сайте
239 юристов отвечают
20 минут - среднее время ответа
73 вопроса за сутки
Опишите ваш вопрос или ситуацию простыми словами. Начните с вопросительных слов, таких как «Что», «Как», «Можно ли» и т.д.

На сегодняшний момент скажу следующее. В отношении цифровых активов предприятия всё начинается с их обнаружения, ревизии, консолидации. В широком смысле НОМИНИРОВАНИЯ. Далее, обычно, оказывается, что они полностью раздроблены. Зарегистрированы на различных лиц, включая подрядчиков. Таких лиц много. Требуется установление порядка владения и консолидация актива. Оценка активов, в случае такой потребности происходит открытым способом на основе аналитики рынка. Это отдельный процесс. В придании ценности активам участвуют разнородные специалисты рынка.

Практически в любую команду оценщиков входят специалисты в области маркетинга и продаж, а также управления поведением людей. Далее существует широкая свобода действий, исходя из задач владельцев. Будет ли актив показан, внесён на баланс или это только предпродажная подготовка. В любом случае, необычным этапом в этом процессе является — «Упаковка». Осуществляется путём расшифровки экономической ценности актива. (что и где даёт?) О некоторых завершающих этапах позвольте умолчать. Скажу лишь, что их несколько и они очень специфические.

Что даёт такое мероприятие? Концептуальный ответ — повышение стоимости компании, обнаружение новой ценности. Конкретный ответ:

  1. Возможность продать компанию выше оценочной стоимости оборудования и других материальных активов КРАТНО!
  2. Возможность расчёта между контрагентами при исполнении обязательств в натуре или взаимозачёте обязательств.
  3. Увеличение банкротной массы.
  4. Возможность оперирования материальными и цифровыми активами раздельно.
  5. Увеличение залоговой базы.
  6. Увеличение безопасности бизнеса путём распределения схем владения активами.
  7. Отвязка материальных активов от цифровых.

Промежуточный итог: обратив внимание на свои цифровые ресурсы, профессионально подойдя к вопросу, выдержав правильную последовательность действий — получим прирост стоимости компании или имущества физического лица, который может перекрыть и скорее всего перекроет действующую оценочную стоимость материальных активов. И, в общем-то, давайте сделаем это.

Статья была полезна?

Не нашли ответа? Задайте его юристам

Демидченко Павел Валерьевич

Вы бы хотели оформить и придать ценности своим цифровым активам?

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все отзывы
logo