Как подать жалобу в Роспотребнадзор?

18.03.2023

(обновлено 18.03.2023)

7 мин

75

Гражданское право

Прежде чем жаловаться в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей, благополучия человека (далее — Роспотребнадзор)

Прежде чем жаловаться в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей, благополучия человека (далее — Роспотребнадзор) на не соблюдение своих прав, интересов, сначала следует разобраться, в каких ситуациях указанная служба встанет на их защиту.
Основная цель Роспотребнадзора — защита прав потребителей. Когда покупатель полагает, что в магазине его обманули или поступили с ним незаконно, подача жалобы поможет восстановить справедливость.
Надзорная служба принимает жалобу, документы, после чего проводит собственное расследование ситуации. Чтобы заявление оказалась эффективным, его надо грамотно
составить. В противном случае в принятии жалобы могут отказать, расследование даже не начнется.

Чем занимается Роспотребнадзор?

У данной государственной службы есть множество функций:

  1. Осуществление санитарного надзора за местами торговли, проживанием физических лиц, общественных территорий;
  2. Контроль за соблюдением законов, касающихся прав потребителей в области торговли;
  3. Проведение проверки специалистов в сфере торговли,
  4. Координация работы местных организаций, заведений.
  5. Контроль за любыми торговыми учреждениями, производствами, за ИП,
  6. Проверка всех центров для досуга, кафе, ресторанов, школ, детских садов,
  7. Многие другие.

Цель Роспотребнадзора — вовремя обнаружить, устранить нарушение, особенно когда оно представляет угрозу для здоровья, жизни обычных граждан. Здесь важно наличие жалобы.

Что проверяет Роспотребнадзор
Что проверяет Роспотребнадзор

Проверки бывают плановые (в рамках определенного графика с уведомлением места проверки за 3 дня) и внеплановые. Тогда магазин, предприятие не успевают подготовиться к проверке, скрыть нарушения, получится застать их врасплох. Как правило, для проверки вне плана требуется веский повод, форс-мажорная ситуация, наличие жалобы.

Защита прав потребителей

Важнейшая задача Роспотребнадзора — смотреть за строгим выполнением прав потребителей. Когда данные права нарушаются, можно писать жалобу.

Пример: потребитель вправе написать жалобу, когда получил некачественную услугу, купил бракованный товар, продукты с вышедшим сроком годности (когда не были соблюдены правила хранения); на действия организации, если ее работа угрожает здоровью покупателей или окружающей среде.

Как грамотно составить жалобу в Роспотребнадзор?

В ст. 7 Закона о защите прав потребителя указано: какие правила предъявляются к жалобе, направляемой в Роспотребнадзор, если права покупателя нарушаются при покупке бракованного товара, оказании некачественной услуги.Закон О защите прав человека
Что должно содержаться в данном документе:

  • реквизиты, название отделения Роспотребнадзора, в который подается заявление;
  • личные данные жалобщика: ФИО, телефон, адрес проживания,
  • максимально подробное описание проблемы, указание допущенного нарушения, юридические название, адрес магазина, имя работника (когда он участвовал в незаконных действиях), любые значимые для дела сведения;
  • ссылка на нормы закона, которые нарушены;
  • конкретная просьба к контролирующему органу. Например, не должно быть указано “прошу восстановить справедливость!” вместо “прошу разобраться в обстоятельствах, устранить нарушение, наказать виновных”.
  • дата написания, подпись заявителя.
Образец жалобы в Роспотребнадзор
Образец жалобы в Роспотребнадзор

Ответ на обращение придет именно на тот адрес, который указан в нем. Жалоба пишется в деловом, простом стиле без лишней воды, ненужных эмоций, чрезмерной детализации. Указывать следует только важные конкретные факты, которые могут повлиять на смысл заявления.
Я рекомендую при составлении документа сохранять хронологию событий, избегать “каши” в тексте. Для облегчения задачи по написаю грамотной жалобы можно использовать образец.
СКРИН

Важно! Анонимное заявление сотрудники Роспотребнадзора рассматривать не вправе.
Задайте вопрос всем юристам на сайте
378 юристов отвечают
24 минуты среднее время ответа
73 вопроса за сутки
Демидченко Павел Валерьевич Юрист в Москве Каравайцева Елена Александровна Юрист в Москве Ватолин Александр Иванович Адвокат в Абакане Стюф Вероника Григорьевна Юрист в Санкт-Петербурге Золотухин Александр Вадимович Юрист в Ростов-на-Дону
Опишите ваш вопрос или ситуацию простыми словами. Начните с вопросительных слов, таких как «Что», «Как», «Можно ли» и т.д.

Когда Роспортребнадзор не ответит?

Бывают ситуации, когда ответ от контролирующего органа заявителю не приходит. Данные случаи прописаны в ст. 11 ФЗ О работе с обращениями граждан. Закон О работе с обращениями гражданВот они:

  • неправильно составлена жалоба,
  • не указаны личные данные,
  • в тексте есть ненормативная лексика, угрозы (не важно, кому они),
  • неразборчивость текста, множество исправлений,
  • отсутствие логики, смысла, например, конкретного требования — чего хочет добиться заявитель,
  • не соблюден претензионный порядок — отсутствует обращение, направленное нарушителю с целью уладить конфликт,
  • повторная жалоба на одно и то же нарушение.

Однако в последнем пункте могут быть исключение. Повторную жалобу о том же нарушении подавать можно, когда появились новые обстоятельства, доказательства, документы.

Скачать образец жалобы: zhaloba_v_rospotrebnadzor.

Порядок подачи жалобы в Роспотребнадзор

Когда потерпевший использовал претензионный порядок, но не добился результата, правильно составил жалобу, ее можно подать несколькими способами:
лично в подразделении Роспотребнадзора, который расположен по месту нахождения нарушителя,

  1. Отправить жалобу на сайте Роспотребнадзора через интернет посредством заполнения формы на вэб-сайте надзорного органа,
  2. по электронной почте, актуальные адреса региональных подразделений опубликованы на вэб-сайте ведомства,Сайт надзорного органа с адресами подразделений
  3. с помощью простой почты заказным письмом с уведомлением, адреса расположены в специальном разделе на сайте ведомства,Посмотреть электронные адреса Роспотребнадзора
  4. по факсу. Довольно устаревший способ, я его не рекомендую,
  5. Через госуслуги в 2023 г. подать жалобу в Роспотребнадзор нельзя.

После отправления документов уполномоченные сотрудники их проверяют, регистрируют в течение 3-х дней в системе ведомства. Проверки, расследования продолжаются не более 30 дней с момента регистрации обращения. После этого заявитель получает ответ, в котором подробно расписывается результат.
Иногда рассмотрение жалобы продлевается, заявитель извещается дополнительно — ст. 12 закона «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ».Ст. 12 Закона О порядке рассмотрения обращений граждан

Что делать, когда Роспотребнадзор не отвечает на обращение?

После рассмотрения жалобы надзорная служба должна предоставить ответ в форме бумажного письма или по электронной почте (в зависимости от того, как была направлена жалоба).
Прежде чем жаловаться на бездействие представителей Роспотребнадзора, следует убедиться в выполнении действий:

  • нарушителю была отправлена претензия,
  • в жалобе есть наименование магазина, адрес нарушителя,
  • структура и содержание составлены грамотно.
Здание Роспотребнадзора
Здание Роспотребнадзора

Когда все условия выполнены, но ответ не получен или ведомство не усмотрело нарушений, можно жаловаться на сам Роспотребнадзор. Пожаловаться можно в прокуратуру, центральный аппарат Роспотребнадзора, в суд (в порядке административного судопроизводства).

Запомнить самое важное

  1. Сначала потребителю, права и интересы которого нарушены, следует направить претензию виновнику. Когда заявление проигнорировано, ответ не устроил, можно писать в Роспотребнадзор.
  2. В тексте обращения необходимо указывать именно юридическое название, адрес компании, на которую пишется жалоба.
  3. Надзорная служба проверяет жалобу на протяжении 30 дней, высылает ответ по почте или в электронном виде.
  4. Отсутствие ответа в установленный законом срок — нарушение. Такое бездействие ведомства можно обжаловать.

Важно уметь защищать права, которые принадлежат человеку по закону, начать контролировать свою жизнь. Когда есть хотя бы небольшой шанс добиться справедливости, надо пользоваться им. Жалоба — как раз одни из таких способов.

Статья была полезна?

Не нашли ответа? Задайте вопрос юристам

Хуан Анна Юрьевна

Вам приходилось жаловаться в Роспотребнадзор? Какой был результат?

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все отзывы
logo