Прежде чем жаловаться в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей, благополучия человека (далее — Роспотребнадзор) на не соблюдение своих прав, интересов, сначала следует разобраться, в каких ситуациях указанная служба встанет на их защиту.
Основная цель Роспотребнадзора — защита прав потребителей. Когда покупатель полагает, что в магазине его обманули или поступили с ним незаконно, подача жалобы поможет восстановить справедливость.
Надзорная служба принимает жалобу, документы, после чего проводит собственное расследование ситуации. Чтобы заявление оказалась эффективным, его надо грамотно
составить. В противном случае в принятии жалобы могут отказать, расследование даже не начнется.
Чем занимается Роспотребнадзор?
У данной государственной службы есть множество функций:
- Осуществление санитарного надзора за местами торговли, проживанием физических лиц, общественных территорий;
- Контроль за соблюдением законов, касающихся прав потребителей в области торговли;
- Проведение проверки специалистов в сфере торговли,
- Координация работы местных организаций, заведений.
- Контроль за любыми торговыми учреждениями, производствами, за ИП,
- Проверка всех центров для досуга, кафе, ресторанов, школ, детских садов,
- Многие другие.
Цель Роспотребнадзора — вовремя обнаружить, устранить нарушение, особенно когда оно представляет угрозу для здоровья, жизни обычных граждан. Здесь важно наличие жалобы.
Проверки бывают плановые (в рамках определенного графика с уведомлением места проверки за 3 дня) и внеплановые. Тогда магазин, предприятие не успевают подготовиться к проверке, скрыть нарушения, получится застать их врасплох. Как правило, для проверки вне плана требуется веский повод, форс-мажорная ситуация, наличие жалобы.
Защита прав потребителей
Важнейшая задача Роспотребнадзора — смотреть за строгим выполнением прав потребителей. Когда данные права нарушаются, можно писать жалобу.
Пример: потребитель вправе написать жалобу, когда получил некачественную услугу, купил бракованный товар, продукты с вышедшим сроком годности (когда не были соблюдены правила хранения); на действия организации, если ее работа угрожает здоровью покупателей или окружающей среде.
Как грамотно составить жалобу в Роспотребнадзор?
В ст. 7 Закона о защите прав потребителя указано: какие правила предъявляются к жалобе, направляемой в Роспотребнадзор, если права покупателя нарушаются при покупке бракованного товара, оказании некачественной услуги.Закон О защите прав человека
Что должно содержаться в данном документе:
- реквизиты, название отделения Роспотребнадзора, в который подается заявление;
- личные данные жалобщика: ФИО, телефон, адрес проживания,
- максимально подробное описание проблемы, указание допущенного нарушения, юридические название, адрес магазина, имя работника (когда он участвовал в незаконных действиях), любые значимые для дела сведения;
- ссылка на нормы закона, которые нарушены;
- конкретная просьба к контролирующему органу. Например, не должно быть указано “прошу восстановить справедливость!” вместо “прошу разобраться в обстоятельствах, устранить нарушение, наказать виновных”.
- дата написания, подпись заявителя.
Ответ на обращение придет именно на тот адрес, который указан в нем. Жалоба пишется в деловом, простом стиле без лишней воды, ненужных эмоций, чрезмерной детализации. Указывать следует только важные конкретные факты, которые могут повлиять на смысл заявления.
Я рекомендую при составлении документа сохранять хронологию событий, избегать “каши” в тексте. Для облегчения задачи по написаю грамотной жалобы можно использовать образец.
СКРИН
Когда Роспортребнадзор не ответит?
Бывают ситуации, когда ответ от контролирующего органа заявителю не приходит. Данные случаи прописаны в ст. 11 ФЗ О работе с обращениями граждан. Закон О работе с обращениями гражданВот они:
- неправильно составлена жалоба,
- не указаны личные данные,
- в тексте есть ненормативная лексика, угрозы (не важно, кому они),
- неразборчивость текста, множество исправлений,
- отсутствие логики, смысла, например, конкретного требования — чего хочет добиться заявитель,
- не соблюден претензионный порядок — отсутствует обращение, направленное нарушителю с целью уладить конфликт,
- повторная жалоба на одно и то же нарушение.
Однако в последнем пункте могут быть исключение. Повторную жалобу о том же нарушении подавать можно, когда появились новые обстоятельства, доказательства, документы.
Скачать образец жалобы: zhaloba_v_rospotrebnadzor.
Порядок подачи жалобы в Роспотребнадзор
Когда потерпевший использовал претензионный порядок, но не добился результата, правильно составил жалобу, ее можно подать несколькими способами:
лично в подразделении Роспотребнадзора, который расположен по месту нахождения нарушителя,
- Отправить жалобу на сайте Роспотребнадзора через интернет посредством заполнения формы на вэб-сайте надзорного органа,
- по электронной почте, актуальные адреса региональных подразделений опубликованы на вэб-сайте ведомства,Сайт надзорного органа с адресами подразделений
- с помощью простой почты заказным письмом с уведомлением, адреса расположены в специальном разделе на сайте ведомства,Посмотреть электронные адреса Роспотребнадзора
- по факсу. Довольно устаревший способ, я его не рекомендую,
- Через госуслуги в 2023 г. подать жалобу в Роспотребнадзор нельзя.
После отправления документов уполномоченные сотрудники их проверяют, регистрируют в течение 3-х дней в системе ведомства. Проверки, расследования продолжаются не более 30 дней с момента регистрации обращения. После этого заявитель получает ответ, в котором подробно расписывается результат.
Иногда рассмотрение жалобы продлевается, заявитель извещается дополнительно — ст. 12 закона «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ».Ст. 12 Закона О порядке рассмотрения обращений граждан
Что делать, когда Роспотребнадзор не отвечает на обращение?
После рассмотрения жалобы надзорная служба должна предоставить ответ в форме бумажного письма или по электронной почте (в зависимости от того, как была направлена жалоба).
Прежде чем жаловаться на бездействие представителей Роспотребнадзора, следует убедиться в выполнении действий:
- нарушителю была отправлена претензия,
- в жалобе есть наименование магазина, адрес нарушителя,
- структура и содержание составлены грамотно.
Когда все условия выполнены, но ответ не получен или ведомство не усмотрело нарушений, можно жаловаться на сам Роспотребнадзор. Пожаловаться можно в прокуратуру, центральный аппарат Роспотребнадзора, в суд (в порядке административного судопроизводства).
Запомнить самое важное
- Сначала потребителю, права и интересы которого нарушены, следует направить претензию виновнику. Когда заявление проигнорировано, ответ не устроил, можно писать в Роспотребнадзор.
- В тексте обращения необходимо указывать именно юридическое название, адрес компании, на которую пишется жалоба.
- Надзорная служба проверяет жалобу на протяжении 30 дней, высылает ответ по почте или в электронном виде.
- Отсутствие ответа в установленный законом срок — нарушение. Такое бездействие ведомства можно обжаловать.
Важно уметь защищать права, которые принадлежат человеку по закону, начать контролировать свою жизнь. Когда есть хотя бы небольшой шанс добиться справедливости, надо пользоваться им. Жалоба — как раз одни из таких способов.