Споры о компенсации морального вреда все чаще встречаются в судебной практике . При этом если доказан факт причинения вреда, то факт причинения морального вреда предполагается. Чаще возникает вопрос с исполнением требования о компенсации морального вреда . И сложнее, если должник находится в процедуре банкротства. В 2015 году были внесены изменения в закон о банкротстве и из перечня требований первой очереди исключили компенсацию морального вреда. Следовательно , требования о компенсации морального вреда, по задумке законодателей, должны быть отнесены к третьей очереди погашения требования кредиторов.
Однако , в Законе о банкротстве прямо указано, что к первой очереди относятся требования, которые вытекают из ответственности должника за причинение вреда жизни или здоровью. И по факту компенсация морального вреда и является одним из таких требований. Практика по такому вопросу неоднозначная .
По некоторым делам , в том числе и Верховный суд , относит компенсацию морального вреда к третьей очереди . Однако , наметилась позитивная тенденция . Определение СК по экономическим спорам ВС от 21 августа 2023 года № 308-ЭС23-5080 по делу № А32-36241/2021 создает правовую определенность по этому вопросу. Суд указал, хотя законодатель и исключил из первой очереди упоминание компенсации морального вреда, это не изменило очередность этого требования. Необходимо определять очередность заявленных требований с учетом их гражданско-правового содержания.
Полагаю, что очередность морального вреда должна зависеть от природы требования. Если моральный вред связан с причинением вреда жизни и здоровью, то его включат в первую очередь, если нет — то в третью. Мою позицию по этому вопросу поддержал 13 Арбитражный Апелляционный Суд при рассмотрении дела с моим участием (дело № А21-4448/2021 — 128)