- 07.04.2025 22:59
Добрый вечер! Подскажите, пожалуйста, могут ли работать родственники руководителя в образовательном учреждении (мать и жена)? Является ли это конфликтом интересов?
Да, родственники руководителя (мать и жена) могут работать в образовательном учреждении, но при соблюдении определенных условий. Законодательство не устанавливает прямого запрета на совместную работу родственников в образовательных учреждениях местного уровня.
Однако важно учитывать возможность возникновения конфликта интересов. Конфликт интересов – это ситуация, когда личная заинтересованность руководителя может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей.
Конфликт интересов может возникнуть, если родственники руководителя находятся в его прямом подчинении, и он принимает решения об их премировании, назначении выплат или предоставлении иных преимуществ. Например, если руководитель выплачивает своим родственникам повышенную заработную плату или назначает необоснованные премии.
Судебная практика показывает, что в случаях, когда родственники не имеют прямого подчинения руководителю, работают в разных подразделениях, и не получают особых преимуществ по сравнению с другими сотрудниками, ситуация может не рассматриваться как конфликт интересов.
Для предотвращения конфликта интересов могут применяться следующие меры: исключение руководителя из комиссий по оценке эффективности работы сотрудников и по урегулированию конфликта интересов; запрет на принятие им единоличных решений в отношении родственников.
Важно помнить, что все учреждения, независимо от формы собственности, обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции, включая предотвращение и урегулирование конфликта интересов.
Если конфликт интересов возникает, руководитель обязан уведомить об этом работодателя (вышестоящую организацию) и принять меры по его урегулированию. Непринятие таких мер является правонарушением и может повлечь увольнение руководителя по инициативе работодателя.
Особенно внимательно следует относиться к ситуациям, когда родственники руководителя занимают должности, связанные с финансово-хозяйственной деятельностью учреждения. В федеральных учреждениях даже установлен запрет на совместную работу близких родственников, если они замещают должности руководителя, главного бухгалтера или иные должности, связанные с осуществлением финансово-хозяйственных полномочий в условиях непосредственной подчиненности.
Судебная практика показывает, что непринятие мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов может привести к серьезным последствиям, вплоть до увольнения руководителя в связи с утратой доверия.
Для минимизации рисков возникновения конфликта интересов рекомендуется:
1. Обеспечить работу родственников в разных структурных подразделениях учреждения
2. Исключить прямое подчинение родственников руководителю
3. Разработать и принять в учреждении положение о конфликте интересов
4. Установить прозрачные и объективные критерии премирования и стимулирования сотрудников
5. Уведомлять вышестоящую организацию о наличии родственных связей и принимаемых мерах по предотвращению конфликта интересов.
Таким образом, сам факт работы родственников руководителя (матери и жены) в образовательном учреждении не является нарушением закона и не всегда создает конфликт интересов. Ключевое значение имеют условия их работы, наличие или отсутствие непосредственного подчинения и получение необоснованных преимуществ. При соблюдении необходимых мер предосторожности и предотвращения конфликта интересов такая ситуация является допустимой.
В образовательных учреждениях местного и регионального уровней родственники (в том числе близкие) могут занимать любые должности, в том числе с прямым подчинением одного из них другому. Это предусмотрено действующим Трудовым кодексом РФ