Распространенное заблуждение, что председателя и секретаря собрания нужно выбирать на очной части. Однако это не совсем разумно: — на очной части почти никогда не бывает кворума, чтобы что-то решать; — голосование происходит путем заполнения письменных бюллетеней, которые готовит сам инициатор, то есть именно он вписывает туда кандидатуры, которые выносятся на голосование; — вариантов ответов по любому вопросу только три – «за», «против», «воздержался», никаких возможностей для выбора между «Ивановым», «Смирновым» и «Кузнецовым» Жилищный кодекс не предусматривает. Если на очной части голосуют за председателя и секретаря, да еще и поднятием рук, то оппозиция будет указывать на этот момент как на какую-то катастрофу.
Инициатор должен найти будущих помощников для оформления протокола до голосования, вписать их в бюллетени для голосования. Если собственники не доверяют этим людям, то голосуют против. Если председатель, счетная комиссия не выбраны – протокол подписывает инициатор собрания, что предусмотрено в п. 23 Требований из Приказа Минстроя №44.
Выбор председателя и секретаря общего собрания не является обязательным вопросом повестки. Если вопрос о выборе этих кандидатур не включён в повестку дня общего собрания, то надо указать в вводной части протокола сведения об этих лицах – Ф. И. О., номер помещения, реквизиты документа, подтверждающего право собственности на это помещение (подпункт “б” пункта 12 Требований из Приказа Минстроя РФ №44). Чаще всего, если на собрании не выбирают председателя и секретаря, то это означает одно из двух:
- эти лица выбраны на одном из прошлых собраний в качестве постоянных председателя и секретаря;
- инициатор самостоятельно определил, кто будет председателем и секретарём.
Чтобы было меньше недовольных, лучше включить выбор председателя и секретаря, лиц, считающих голоса, в повестку. При этом председатель и секретарь могут быть лицами, которые считают голоса. Такую позицию разделяют и суды, и Минстрой РФ (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 10.09.2019 № 18-КГ19 – 88, Письмо Минстроя РФ от 28 февраля 2018 г. № 7252-ЕС/04). Кто-то умудряется выбрать и председателя, и секретаря, и счётную комиссию в лице одного человека, но это чересчур привлекает внимание собственников.
Председатель и секретарь общего собрания не всегда должны быть собственниками помещений в многоквартирном доме. В Жилищном кодексе таких требований к председателю и секретарю нет. На практике часто выбирают не из собственников, если инициатор собрания – управляющая организация. В последнем случае зачастую роль председателя и секретаря занимают работники компании. Однако в случае, если председатель, секретарь не выбираются отдельным решением собственников на общем собрании, то Приказ Минстроя № 44 требует указывать в протоколе номера их помещений и реквизиты документов, подтверждающих право собственности председателя и секретаря на помещения. То есть в таком редком случае председателю и секретарю лучше быть из числа собственников, чтобы не возникало вопросов к оформлению протокола.
Важно! Если на вашем собрании председатель, секретарь, члены счётной комиссии не являются собственниками помещений, то надо не забыть записать их в список приглашённых лиц.
Кандидатуры должны быть очень надежными. Нередко возникает ситуация, когда собственники сначала согласны быть председателем, секретарем или членом счетной комиссии, а потом передумывают – сами или под давлением управляющей компании, оппозиции в доме. Они отказываются подписать протокол, и инициатор остается в недоумении, как же теперь быть, ведь такая ситуация ничем не регламентирована. Приходится идти на самодеятельность и придумывать что-то вроде акта об отказе от подписания протокола. Поэтому пусть людей будет меньше, но они будут проверенными. Себя (инициатора) можно включить в качестве председателя или секретаря, так как именно секретарь должен оформлять протокол собрания, а в правильном оформлении результатов больше всего заинтересован инициатор собрания.