Читая последний Дайджест новостей российского и зарубежного частного права (за ноябрь 2022 года) от Юридического института «М-Логос», наткнулся на правовую позицию Верховного Суда РФ (Определение ВС РФ от 22.11.2022 № № 308-ЭС22-13775) о том, что
«Действующее законодательство не предусматривает возможности поступления земельного участка в общую долевую собственность публично-правового образования и частного лица»
Вместе с тем, у меня сейчас в проработке 2 кейса, где упомянутая «не предусмотренная законом» ситуация возникла и породила ряд неоднозначных правовых вопросов.
Так, фабула одного из дел следующая.
Жилой дом находился в общей долевой собственности. Земельный участок под жилым домом был предоставлен правопредшественнику одного из собственников в 1930-е годы по договору застройки.
В 2018 умирает один из участников общей собственности на дом. Назовем его гражданин А. Наследник гражданина А. пропускает срок для принятия наследства, идет в суд с заявлением о восстановлении срока, но не доказав уважительности причин пропуска срока, проигрывает в суде первой и апелляционной инстанции.
В 2021 г. случается пожар и жилой дом в результате этого разрушается. Через несколько месяцев умирает гражданин Б., второй участник общей собственности. Наследник гражданина Б. обращается к нотариусу за выдачей свидетельства о праве на наследство, но получает отказ ввиду того, что в жилом доме в свое время была проведена самовольная реконструкция, а также ввиду отсутствия зарегистрированных прав на земельный участок под домом.
Наследник гражданина Б. обращается в суд с иском о признании за ½ доли в праве собственности на земельный участок.
Судом были сделаны следующие выводы:
«в результате последовательного перехода права собственности на жилой дом, в том числе 1/2 долю, собственником которой в настоящее время является истец, к нему перешло право бессрочного пользования земельным участком. На основании пункта 9.1 статьи 3 вводного Закона к Земельному кодексу РФ за истцом таким образом может быть признано право собственности на ½ долю в праве на земельный участок».
Таким образом, у нас образовалась та самая «недопустимая законом» общая долевая собственность на земельный участок у частного лица и публично-правового образования (очевидно, что после отказа в восстановлении срока на принятие наследства наследнику гражданина А. соответствующая ½ доля в праве на дом и, соответственно, на земельный участок как выморочное имущество перешло муниципалитету).
Собственник ½ доли – наследник гражданина Б. заинтересован в приобретении доли в праве на участок, принадлежащей муниципалитету.
Основной правовой вопрос, который требует разрешения в данной ситуации:
— Учитывая, что земельное законодательство не устанавливает порядок отчуждения долей в праве собственности на земельные участки, можно ли обязать муниципалитет продать эту долю сособственнику- частному лицу, ссылаясь на наличие преимущественного права покупки?