В настоящей статье разъясню нюансы, возникающие при установлении границ земельного участка.
Местоположение границ земельного участка устанавливается путем определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
Этот порядок определен статьей 22 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о регистрации).
Анализируя комплекс норм действующего законодательства, в том числе, Федеральный закон от 24.07.2007 года N 221-ФЗ «О кадастровой деятельности», с изменениями от 1 июля 2022 года, Земельный кодекс РФ, а также имеющуюся и наработанную судебную практику, прихожу к нижеследующим выводам.
Уточнение местоположения границ земельных участков допускается в таких случаях:
- при отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) сведений о координатах характерных точек границ земельного участка;
- при исправлении реестровой ошибки в сведениях ЕГРН (единый государственный реестр недвижимости).
Так, государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления и документов, поданных в установленном Законом о регистрации порядке (№218-ФЗ).
Изменение основных характеристик объекта недвижимости без одновременной государственной регистрации прав такой государственный кадастровый учет осуществляется по заявлению собственника объекта недвижимости.
Основанием для осуществления государственного кадастрового учета является, в том числе, межевой план, подготовленный у кадастрового инженера.
При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений в документе о праве на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании.
Важно знать, что в случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности 15 (пятнадцать) лет и более и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, которые позволяют определить местоположение границ земельного участка.
В случае, если отсутствуют исходные данные, то с целью подтверждения фактического местоположения границ земельного участка (участков) на местности 15 (пятнадцать) и более лет могут быть любые документы, изданные компетентными органами и подтверждающие указанные обстоятельства.
В частности, могут быть использованы ситуационные планы, содержащиеся в технических паспортах объектов недвижимости, расположенных на таких земельных участках, материалы лесоустройства, планово-картографические материалы, имеющиеся в районных органах архитектуры, строительства и жилищного хозяйства, городских, поселковых, сельских органах местной администрации, документы по территориальному планированию (в том числе планшеты) муниципальных образований (схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов); проекты организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, документы, подтверждающие давность пользования и иные документы, свидетельские показания (в случае судебного рассмотрения).
Все выше перечисленные доказательства учитываются компетентным органом в совокупности для принятия объективного и законного решения.
Для осуществления государственного кадастрового учета в связи с уточнением местоположения границ земельного участка собственнику данного земельного участка необходимо обратиться в МФЦ (отделение Многофункционального центра) для предоставления государственных и муниципальных услуг с заявлением о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости, предоставить актуальный межевой план, документ о праве на земельный участок, а также иные документы, предусмотренные статьей 14 Закона о регистрации.
Решение по данному вопросу принимает Управление государственной регистрации права и кадастра того региона, в который обратились.
В случае приостановления или отказа в проведении государственной регистрации стоит обратиться за компетентной юридической помощью к профильным специалистам.
Безусловно целесообразней обратиться к опытному юристу иликомпании за консультацией еще до подачи документов, чтобы обеспечиться правильной подачей документов, а также исключить и минимизировать риски отказа в государственной регистрации уточнения границ.