Пламенная Vesta (дата и имена измены по просьбе клиента) Наш клиент купил новую Lada Vesta у официального дилера, компании «Урал Бэст-Инвест» (нынешняя торговая марка — «Июль Лада»), но в декабре того года машина полностью сгорела в гараже, когда Егор завел ее и оставил прогреваться перед поездкой.
В нашу компанию обратился Егор с просьбой о помощи, т.к. официальный дилер разводил руками. Работа велась группой юристов: Федоров Дмитрий Валерьевич, Новгородов Владимир Иванович. Огонь пошел из багажника
Егор купил Lada Vesta SW Cross в кредит за 1,09 миллиона рублей — в то время это было почти топовое исполнение модели, цена которой начиналась от 677 тысяч рублей. Сигнализация, по словам Владимира Новгородова, также ставилась у дилера. Машина сгорела в гараже, повредив и саму постройку. В ГУ МЧС в качестве причины пожара указали «тепловое проявление электрического тока, случившегося вследствие короткого замыкания проводов, проложенных в нише багажного отсека в месте расположения заднего левого колеса».
Место возгорания в районе заднего колеса стало единственным фактом, который не был предметом спора сторон. Изначально Егор был настроен лишь взыскать компенсацию за сам автомобиль и обратился к компании «Урал Бэст-Инвест» с претензией, в которой просил заменить Lada Vesta на аналогичный товар. Претензия осталась без удовлетворения.
Мусор или дефект проводки?
Первое судебное заседание в Ленинском районном суде состоялось летом 20** года. Автодилер «Урал Бэст-Инвест» представил суду результаты комплексной пожарно-технической и автотехнической экспертизы.
В их заключении указывалось, что очаг пожара располагался в левой задней нижней части автомобиля в районе системы выпуска. Непосредственной причиной эксперты назвали самовоспламенение инородного горючего материала с поверхности системы выпуска, настаивая, что пожар не связан с дефектом автомобиля или установкой дополнительного оборудования, а произошел из-за небрежного хранения транспортного средства.
Машину кучу раз осматривали, отговорка всегда была одна: причина пожара — не дефект, а залетевший в дверь гаража мусор, который обмотался вокруг выхлопной трубы, — рассказывает Владимир Новгородов. Назначенная судом экспертиза (ее проводило АНО «Наш эксперт») пришла к иным выводам. На проводке в задней части машины металлографическое исследование обнаружило шаровидные оплавления, которые свидетельствуют о токовой перегрузке сети.
Поскольку предохранители не отключили питание цепи, ток в ней был допустимым, и эксперт пришел к выводу, что локальная токовая перегрузка произошла из-за уменьшения площади сечения проводника, например, вследствие излома или перегиба провода. В качестве наиболее вероятной причины эксперт указал скрытый производственный дефект электропроводки. Представители «Урал Бэст-Инвест» с такими выводами не согласились.
Новая машина и 800 тысяч деньгами
Получив отказ в добровольном урегулировании конфликта, при подаче иска сторона Егора требовала уже помимо замены автомобиля на аналогичный также неустойку в размере его стоимости (1,09 миллиона рублей) и компенсацию морального вреда в 100 тысяч рублей.
Ленинский районный суд, с учетом выводов эксперта, удовлетворил эти требования частично: дилера обязали выдать новую аналогичную машину, выплатить 500 тысяч рублей неустойки, 50 тысяч рублей компенсации морального вреда, 250 тысяч рублей штрафа в пользу клента и 8,5 тысячи рублей госпошлины в пользу бюджета.
Представители дилера подали апелляцию, но решение первой инстанции устояло в Областном суде и в Седьмом кассационном суде общей юрисдикции. В конце июня предстоит еще одно заседание, связанное с определением размера дополнительной неустойки. Мы три инстанции прошли, но машину клиенту так и не меняют. Завод не может понять, способен он сделать такую же машину или нет.
Суд обязал заменить машину на аналогичную, и это означает, что спецификация должна быть такой же: если стояли датчики Bosch, то и должны стоять датчики Bosch. Выпускаемые сейчас Lada Vesta NG значительно отличаются от докризисных: например, у них нет систем стабилизации, которые раньше входили в базовую комплектацию. Радикально изменился перечень поставщиков: скажем, вместо АБС компании Bosch самарской сборки сейчас используются костромские АБС «Итэлма», имеющие китайское происхождение.
Итог:
Найти полностью аналогичный новый автомобиль сейчас невозможно, по итогу переговоров пришли к решению о денежной компенсации с учетом уровня роста цен и максимально аналога в замен утраченного автомобиля.