Права Пациента при некачественном оказании стоматологических услуг. Стоматологические услуги могут быть признаны некачественными, если в результате их оказания: произошло скалывание зубов или коронок; произошло изменение оттенка зубов; проблемы, с которыми обратился потребитель, не были устранены; был нарушен эстетический вид; в организм пациента была занесена инфекция; был причинен вред другим зубам, не подлежащим лечению; произошло смещение зубного ряда; произошло повреждение лицевого нерва. Судебная практика: – Определение 1-го КСОЮ от 15.07.2021 г. № 88-14915/2021 по делу № 2-58/12-2020; – Определение 2-го КСОЮ от 20.07.2021 г. по делу № 88-15226/2021). Качество оказанной Стоматологической услуги устанавливается независимым Экспертом, о которой Пациент должен уведомить Стоматологию, оказавшей спорную Услугу.
Распределение расходов на внесудебную Экспертизу: – платит Клиника – Экспертиза установила недостатки Услуги; – платит Пациент – Экспертиза не установила недостатки Услуги; – платят Клиника и Пациент поровну – Экспертиза проводилась по обоюдному соглашению сторон (п. 5 ст. 720, ст. 783 ГК РФ). ЗАПОМНИТЕ: Услуга, оказанная в рамках ОМС, также может быть объектом Экспертного исследования.
Права Пациента при некачественной стоматологической Услуге основываются на п. 1 ст. 29 Закона о защите прав потребителей: безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги; соответствующего уменьшения цены (в случае платного оказания стоматологических услуг); повторного выполнения работы; безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества. При этом потребитель обязан возвратить ранее переданную ему вещь (например, при некачественном изготовлении зубных имплантов или протезов); возмещения понесенных им расходов на устранение недостатков оказанной услуги своими силами или третьими лицами (например, если потребитель обратился для исправления недостатков медицинских услуг в другую медицинскую организацию).
Удовлетворение Требования Пациента о безвозмездном устранении недостатков, об изготовлении другой вещи или о повторном оказании услуги не освобождает медицинскую организацию от ответственности в форме Законной неустойки (3%) за нарушение срока окончания оказания услуги. Срок удовлетворения Требования Пациента устанавливается: – правилами оказания отдельных видов услуг; – договором об оказании услуг. Законная неустойка (3% от стоимости некачественной Услуги) считается за каждый день либо даже за каждый час (если срок установлен в часах), при этом общий размер Законной неустойки не может превышать стоимость некачественной Услуги (п. 1 ст. 27, пункты 1, 5 ст. 28 Закона о защите прав потребителей).
При нарушении прав Пациент вправе требовать возмещение Морального вреда, размер которого устанавливается Судом в индивидуальном порядке и не зависит от стоимости некачественной Услуги (ст. 151 ГК РФ, ст. 15 Закона о защите прав потребителей). Ну и самое “вкусное”: в случае разрешения спора в судебном порядке Суд может присудить до 50% Штрафа от всей суммы, присужденной в пользу Пациента вне зависимости от наличия/отсутствия соответствующе Просьбы Пациента (п. 6 ст. 13 Закона о защите прав потребителей).
Срок предъявления Требования Пациента: Требования, связанные с недостатками оказанной стоматологической услуги, могут быть предъявлены при принятии оказанной услуги или в ходе оказания услуги либо, если невозможно обнаружить недостатки при принятии, в течение гарантийного срока, а при его отсутствии – в разумный срок в пределах 2 лет со дня принятия выполненной работы (п. 3 ст. 29 Закона о защите прав потребителей); когда предусмотренный договором гарантийный срок составляет менее двух лет и ненадлежащее качество стоматологической услуги обнаружено по его истечении, но в пределах двух лет, для предъявления требования потребителю нужно доказать, что недостатки возникли до принятия им результата стоматологической услуги или по причинам, возникшим до этого момента (п. 5 ст. 29 Закона о защите прав потребителей); при предъявлении требования по недостаткам стоматологической услуги, на которую не установлен гарантийный срок.
С претензией к исполнителю необходимо обратиться в разумный срок в пределах двух лет со дня принятия услуги (ст. 29 Закона о защите прав потребителей); при выявлении существенных недостатков стоматологической услуги и предъявлении требования о безвозмездном их устранении. Такое требование можно заявить при обнаружении недостатков по истечении двух лет со дня принятия результата стоматологической услуги, но в пределах установленного на него срока службы или в течение 10 лет со дня принятия результата стоматологической услуги потребителем, если срок службы не установлен (ст. 29 Закона о защите прав потребителей).
Сроки удовлетворения
Требований Потребителя Клиникой: – 10 дней – об уменьшении цены за оказанную стоматологическую услугу; – 10 дней – о возмещении расходов по устранению недостатков оказанной услуги; – 10 дней – о возврате уплаченной за стоматологическую услугу денежной суммы и возмещении убытков, причиненных в связи с отказом от исполнения договора; – о безвозмездном изготовлении другой вещи из однородного материала такого же качества или о повторном оказании стоматологической услуги подлежат удовлетворению в срок, установленный для срочного оказания стоматологической услуги, а в случае, если этот срок не установлен, в срок, предусмотренный договором об оказании стоматологической услуги, который был ненадлежаще исполнен.
Если частная медицинская организация не удовлетворила требования Пациента или не ответила на них, Он вправе обратиться с Жалобой в территориальный орган Роспотребнадзора. Если в удовлетворении требования отказано или в установленный срок оно не было удовлетворено, Пациент вправе обратиться с Иском в Суд к Клинике (ст. 1068 ГК РФ). Юридический кабинет Устюговой Кристины Дмитриевны, БЦ Гранд, 50 лет ВЛКСМ, 51, Тюмень