В современной действительности довольно часто потребитель может столкнуться с навязыванием какой-либо услуги. Да что уж там, редки моменты, когда потребитель не сталкивается таким навязыванием. Подобное встречается и в сфере кредитования, и в сфере страхования (будь то авто-страхование или иной его вид), салонах сотовой связи и так далее.
При этом, данные услуги выставляются как обязательные, являющиеся неотъемлемым условием получения основной услуги. Якобы, без дополнительной услуги и основная — недоступна.
Разберемся с этим подробнее. Как же обстоят дела на самом деле, и что говорит закон?
Начать необходимо с того, что навязывание услуги является незаконным маркетинговым ходом.
Законом предусмотрено, что продавец не вправе обуславливать приобретение необходимой услуги, покупкой совершенно ненужной, другой услуги. Кроме того, продавец не может включать в договор с приобретателем условия ущемляющие права последнего. Тем более, запрещено делать всё вышеуказанное без согласия приобретателя.
Но к сожалению, в большинстве случаев, как раз таки приобретатель выражает свое согласие, в виде подписи под договором и тому подобным. Здесь возможно посоветовать внимательно читать каждый документ, который Вы подписываете.
Приведем банальный пример с выпуском банковской карты- клиент решил завести себе дебетовую карту банка Ф. Отделения банка в его городе нет, и курьер доставил карту прямо на дом. Сделал все необходимые операции и поторапливаясь попросил подписать договор на выпуск банковской карты. Затем, ничего не объясняя, попросил воспользоваться сторонним мобильным приложением, ввести паспортные данные, и когда приобретатель отказался от этого действия, было уже поздно. Даже не закончив оформление в этом приложении, от приобретателя была отправлена заявка на формирование брокерского счета. В дальнейшем оказалось, что данная «ни к чему не обязывающая услуга» была мелким шрифтом прописана в договоре.
Если навязанная услуга еще и платная, а вы не выражали свое согласие на ее получение, то имеете полное право такую услугу не оплачивать. Если же в связи с навязанной услугой вы уже понесли материальный вред, тот кто предоставлял эту услугу- обязан вред возместить.
Но отметим, что навязанной услуга или товар будет считаться в том случае, если она нарушает или ущемляет права потребителя. Например, акция «два товара по цене одного» не будет навязыванием дополнительного товара, так как вы все равно можете приобрести единичный товар.
Что понимается под ущемлением прав покупателя товара или услуги?
- если он не свободен в выборе товара или услуги;
- если присутствует давление со стороны продавца при выборе товара или услуги;
- навязаны не нужные услуги, путем введения покупателя в заблуждение относительно обязательности дополнительной услуги;
- если приобретатель хочет и имеет право получить информацию об услуге, а таковая не предоставляется и т.д.
Итак, возможно ли отказаться от навязанной услуги? Безусловно -да. За навязывание товаров и услуг «недобросовестным продавцам» предусмотрена административная ответственность. Изначально, до подписания договора с такой услугой, в разговоре с продавцом стоит указать на закон о защите прав потребителей, которым навязывание запрещено, и откажитесь от нее. Если же вы уже поставили свою подпись, порядок действий следующий.
Вы, как пострадавшая сторона, имеете право как на полное возмещение материального ущерба, так и на компенсацию морального вреда.
Необходимо составить претензию, в которой описать суть ваших требований и привести доказательства, а также указать, какие меры и в какие сроки должен предпринять продавец. Претензию нужно направить в его адрес. Если продавец согласен с доводами приведенными в претензии и способами урегулирования, конфликт будет исчерпан в добровольном досудебном порядке. Если же ответа на претензию не поступило, или в установленный срок не было предпринято необходимых действий, вы имеете право обратиться в суд. Для этого на основании вашей претензии нужно составить исковое заявление, в котором подробно описать почему вы считаете услугу навязанной, приложить все имеющиеся доказательства (в т.ч. указать на факт направления претензии), приложить копию претензии и ответ (если он имеется) . Копию искового заявления нужно также направить в адрес продавца. Только теперь дожидаться его ответа не нужно. Прикладываете чек (подтверждение направления иска продавцу) и обращаетесь в суд.
Если цена вашего иска составляет менее 50 тысяч рублей, заявление подается мировым судьям. Если больше, то в районный суд.
___________________________
Задать вопрос vk.me/stryar
Бесплатная консультация юриста vk.cc/c7iCPy54