Порядок получения компенсации с туроператора В общем случае при несоответствии гостиницы (отеля) заявленной туроператором категории рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.
Шаг 1. Зафиксируйте факт предоставления недостоверной информации о заявленной туроператором категории гостиницы Доказательствами несоответствия гостиницы заявленной категории могут служить раздаточные материалы (прайсы, листовки), в которых указана категория гостиницы, информация о категории гостиницы из открытых источников (сети Интернет), а также фото- и видеоматериалы, из которых ясно, что гостиница не соответствует заявленной категории, например в ней нет лифта или кондиционера.
Шаг 2. Обратитесь к туроператору с претензией и требованием о возмещении убытков и компенсации вреда Досудебный претензионный порядок является обязательным условием при урегулировании спора по качеству туристского продукта между гражданином и туроператором. Претензию в письменной форме можно предъявить туроператору в течение 20 дней с даты окончания действия договора о реализации туристского продукта.
Отметим, что претензионный порядок не является обязательным по иным требованиям, связанным с приобретением, исполнением и расторжением договора по туристскому продукту, предъявляемым к туроператору, а также любым требованиям к лицам, не являющимся туроператорами (ч. 8 ст. 10 Закона N 132-ФЗ; п. 24 Правил N 1852; п. 33 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 N 18). Претензию и требования целесообразно направить способом, позволяющим подтвердить факт их получения туроператором. Это можно сделать, вручив претензию под подпись, отправив ее заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложения или телеграммой.
Шаг 3. Дождитесь рассмотрения претензии и получите ответ Срок рассмотрения претензии составляет 10 дней (ч. 8 ст. 10 Закона N 132-ФЗ). При удовлетворении претензии туроператором получите денежные средства. При отказе в добровольном удовлетворении претензии обратитесь с исковым заявлением о защите прав потребителя в суд.
Обязанность по доказыванию надлежащего оказания услуг туристу, а также обязанность по возмещению дополнительных убытков в случае возникновения судебного разбирательства лежит на туроператоре (п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17). В случае несоответствия гостиницы заявленной категории вы вправе самостоятельно выбрать способ восстановления нарушенных прав (п. 1 ст. 29 Закона N 2300-1).
Помимо основных требований вы вправе заявить дополнительные требования (ч. 1 ст. 98 ГПК РФ; п. 6 ст. 13, ст. 15, п. 5 ст. 28 Закона N 2300-1; абз. 6 ст. 6 Закона N 132-ФЗ):
1) о выплате неустойки за каждый день просрочки в размере 3%, но не больше разницы в стоимости отелей;
2) об уплате штрафа в размере 50% от общей суммы, присужденной судом в связи с неудовлетворением требований в добровольном порядке;
3) о компенсации морального вреда;
4) о возмещении судебных расходов.
При подаче иска о защите прав потребителей госпошлина не уплачивается, если цена иска не превышает 1 млн руб. Если цена иска превышает 1 млн руб., указанные плательщики уплачивают госпошлину в сумме, исчисленной исходя из цены иска и уменьшенной на сумму госпошлины, подлежащей уплате при цене иска 1 млн руб. (п. 3 ст. 17 Закона N 2300-1; пп. 4 п. 2, п. 3 ст. 333.36 НК РФ).