Какую тактику выбрать для разрешения споров о защите прав потребителей?

Сейчас как никогда актуально обращаться для разрешения споров о защите прав потребителей напрямую к изготовителю товара, уполномоченной организации

Сейчас как никогда актуально обращаться для разрешения споров о защите прав потребителей напрямую к изготовителю товара, уполномоченной организации или уполномоченному ИП.

Последние недели были щедры на новости о том, что иностранные бренды уходят из России. Делать прогнозы — не наша задача. Наша задача — дать вам «компас», чтобы вы как потребитель товаров и сервисов чувствовали себя комфортно и защищённо.

Итак, вы приобрели товар. У товара есть гарантийный срок и срок службы.

Срок службы указан непосредственно на товаре. А если нет, он считается равным 10 годам со дня покупки. По закону «О защите прав потребителей» в течение этого срока изготовитель товара обязан обеспечивать возможность его использования. Для этого он должен производить запчасти и комплектующие, обеспечивать возможность обновления программного обеспечения (ПО) и т. д.

В каких случаях можно рассчитывать на возврат товара или устранение его недостатков?

Предположим, вы купили телефон или другой гаджет, а спустя год он перестал работать из-за перехода производителя на новое ПО, поставить которое на ваше устройство невозможно.

В этом случае мы можем говорить о СУЩЕСТВЕННОМ НЕДОСТАТКЕ товара. Что это? Это «неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранён без несоразмерных расходов или затрат времени». Если существенный недостаток обнаруживается в период СРОКА СЛУЖБЫ, потребитель вправе вернуть товар изготовителю и потребовать вернуть деньги.

Или ещё пример. Вы купили машину за 1 млн рублей. Через несколько дней произошло возгорание, машину отправили на диагностику и ремонт. Причиной возгорания оказался фабричный брак. Если бы вы устраняли его сами, это обошлось бы вам в 1,5 млн рублей. И здесь тоже речь идет о существенном недостатке, который позволяет покупателю вернуть товар и потребовать полный возврат уплаченной суммы.

Если у вас возникают претензии к качеству товара в течение его ГАРАНТИЙНОГО СРОКА, вы вправе требовать устранить недостатки безвозмездно (ст. 722 ГК РФ, ч. 3 ст. 724 ГК РФ, определение ВС РФ от 09.01.2020 № 303-ЭС19-23808 по делу № А51-22796/2018).

Итак, при любом нарушении прав у вас есть основания предъявить претензию.

Если мы говорим о подписных сервисах, претензия направляется непосредственно стороне договора. Но если вы приобрели товар, то дилер или продавец — не всегда главная или единственная инстанция.

Куда обращаться с претензией?

Сейчас как никогда актуально обращаться для разрешения споров о защите прав потребителейНАПРЯМУЮ К ИЗГОТОВИТЕЛЮ, уполномоченной организации или уполномоченному ИП.

С физическим товаром (машина, часы, колбаса и т. д.) всё просто и понятно.

А если товар цифровой? Подписка на сервис, электронная книга или компьютерная программа?

Тут важно вдумчиво изучить правила и пользовательское соглашение, размещённые на официальном сайте компании. Это юридически значимые документы, которые устанавливают права и обязанности сторон, порядок продажи или лицензирования товаров и услуг, в том числе условия возврата (! если он предусмотрен). И если вы как потребитель обнаружили нарушение своих прав или несоблюдение законодательства другой стороной договора, вы можете требовать расторжения договора и возврата денежных средств.

Как обратиться в суд?

И последний очень важный вопрос: в какой суд идти, если права потребителя ущемлены или претензия осталась без внимания?

Закон о защите прав потребителей предоставляет УНИКАЛЬНУЮ ВОЗМОЖНОСТЬ обращаться в суд не только по месту нахождения ответчика, но и по месту заключения/исполнения договора или по месту регистрации потребителя.

Это значит, что российские потребители могут судиться на территории Российской Федерации по российскому законодательству с любыми иностранными организациями.

Задайте вопрос всем юристам на сайте
389 юристов отвечают
34 минуты среднее время ответа
102 вопроса за сутки
Пронягин Артем Сергеевич Юрист в Владивостоке Шабанов Андрей Юрьевич Адвокат в Ульяновске Чеботарев Василий Сергеевич Юрист в Москве Малюк Андрей Григорьевич Юрист в Ростов-на-Дону Мингазов Юрий Саитгареевич Юрист в Казани
Опишите ваш вопрос или ситуацию простыми словами. Начните с вопросительных слов, таких как «Что», «Как», «Можно ли» и т.д.

Статья была полезна?

Не нашли ответа? Задайте вопрос юристам

Демидченко Павел Валерьевич

Отвечу на ваши вопросы

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все отзывы
logo