Закон о защите прав потребителей – это нормативный акт, регулирующий взаимоотношения между потребителями и производителями, продавцами, исполнителями и импортерами товаров и услуг. Основной целью закона является защита прав потребителей на покупку качественных и безопасных товаров, выполнение работ и оказание услуг, соответствующих установленным стандартам безопасности для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды.
Закон также гарантирует право потребителей на полную и достоверную информацию о приобретаемых товарах и услугах, а также об их производителях и поставщиках. Отношения, регулируемые Законом о защите прав потребителей, возникают из различных видов договоров, таких как договоры купли-продажи, подряда, возмездного оказания услуг, кредитные договоры (договоры займа) и другие. Если определенные виды взаимоотношений с участием потребителей регулируются специальными законами (например, договоры участия в долевом строительстве, страхование, банковский вклад, перевозка, электроснабжение), то законодательство о защите прав потребителей применяется к этим отношениям в той мере, в которой они не урегулированы специальными законами (пункт 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 17 от 28.06.2012). Защита прав потребителей осуществляется в судебном порядке.
В суд с иском, связанным с нарушением прав потребителей, может обратиться:
1. Потребитель — гражданин Российской Федерации, иностранный гражданин или лицо без гражданства, чьи права были нарушены.
Важно помнить, что потребителем считается гражданин, который намерен заказать или приобрести, либо уже заказывает, приобретает или использует товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и других нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью.
2. Гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, при нарушении его прав по сделкам, заключённым с продавцом (исполнителем) при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг) исключительно для личного, семейного, домашнего или иного непроизводственного использования.
3. Граждане, которые используют приобретённые (заказанные) товары (услуги) на законных основаниях (например, наследники или другие лица, которые впоследствии приобрели товар на законных условиях).
4. Один из супругов, являющийся стороной обязательства, действующий в интересах общего имущества супругов.
5. Прокурор.
6. Роспотребнадзор и его территориальные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы), обладающие статусом юридического лица, а также другие органы в случаях, предусмотренных законом.
Прокуратура и Роспотребнадзор имеют право обращаться в суд для защиты прав и законных интересов конкретного потребителя или группы потребителей только при наличии их письменного обращения (жалобы). Законодателем предусмотрено множество гарантий для потребителей, таких как повышенный размер неустойки, возможность компенсации морального ущерба, штраф за неисполнение требований в досудебном порядке, в целях побуждения исполнителей к надлежащему оказанию услуг в добровольном порядке и предотвращения нарушения прав потребителей.