Аннотация: данная статья посвящена особенностям оказания медицинских услуг. Согласно статистике, в последние годы в России, особенно в крупных городах участились случаи оказания косметологических услуг ненадлежащего качества, сопровождаемых причинением вреда здоровью граждан.
На современном этапе социально-экономического развития наибольшую актуальность приобретают вопросы, связанные с правовым регулированием отношений, складывающихся как в сфере улучшения внешнего облика, так и в сфере оперативного его изменения.
В последние годы в России, особенно в крупных городах участились случаи оказания косметологических услуг ненадлежащего качества, сопровождаемых причинением вреда здоровью граждан.
Конечно, во избежание вышеизложенных последствий, Роспотребнадзорв выдвигает полный перечень рекомендаций, с которым можно ознакомиться на официальном сайте.
Впрочем, это не самые страшные последствия, инъекция красоты может стать смертельной, зачастую из-за анафилактического шока. Человек, убедившись в юридической «чистоте» косметологической клиники, в наличии действующей медицинской лицензии, следуя всем рекомендациям Роспотребнадзора, все равно не застрахован получить аллергическую реакцию на любой препарат, крем, мазь не зная этого.
Такой несчастный случай, может стоить пациенту жизни, а косметологу оказывающему услугу – санкцией, предусмотренной ч.2 ст.109 УК РФ. А это значит, что меры предупреждения которые дает Роспотребнадзора может и эффекты, но в бостонной мере обезопасить человека от несчастного случая не могут, из этого следует, что обезопасить человека можно лишь путем ужесточения условий для получения лицензии на открытие и последующей работу космологического кабинета.
Медицинская деятельность является лицензируемым видом деятельности. Это следует из п. 46 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». То есть для осуществления такой деятельности требуется получение разрешительного документа – лицензии.
Если организация или индивидуальный предприниматель оказывают косметологические услуги из перечня, утвержденного Приказом Минздрава России от 13.10.2017 № 804 «Об утверждении номенклатуры медицинских услуг», такая деятельность признается медицинской и подлежит лицензированию
Судебная практика: судебное дело с летальным исходом
Аргументируем нашу выше изложенную позицию, примером из судебной практики, а именно судебным делом с летальным исходом:
Осенью 2010 года ее дочь Е. обратилась в клинику «***» с целью проведения косметологической операции по удалению эпикантусов (складок) внутренних углов глаз, удаления избытков кожи верхних век удаления папиломы на лице. Операция была назначена на 15.11.2010 года, началась 15.11.2010 года в 10 часов 50 минут, ее проводил врач Дудин А.Б. и медсестра В. Дудин маркером нарисовал на лице дочери схему разрезов. В. по указанию Дудина смешала 5 ампул лидокаина и 1 ампулу адреналина для создания раствора объемом 10,1 мл и составом: 10 мл лидокаина в 2% концентрации и 0,1 мл раствора адреналина. Дудин ввел указанный раствор в верхние веки дочери по 5,05 мл в каждое. После этого он вскрыл еще одну ампулу лидокаина в 2% концентрации, набрал в шприц около 0,5 мл препарата и ввел внутрикожно под основание родинки, которую необходимо было удалить. После этого Дудин ввел анестетик и начал одеваться для проведения операции – одел халат, перчатки и. т.д.
- Когда он вновь обратился к дочери, она ему не ответила. Медсестра использовала нашатырный спирт, но дочь на вопросы Дудина не отвечала. Дудин вызвал дополнительный медперсонал, но все проводимые мероприятия были безуспешны. Давление упало, пульс не прощупывался.
- Была вызвана реанимационная бригада ССМП, которая провела необходимые реанимационные мероприятия и увезла дочь в ГККБ, где дочь находилась до 22.11.2010г.
- 22.11.2010 года умерла
Согласно заключению судебно-медицинской экспертизы причиной ее смерти стала патологическая реакция после введения подкожно 12 мл 2% раствора лидокаина при проведении местной анестезии перед операцией блефаропластики в виде острой сердечно-сосудистой недостаточности и остановки сердца в течение 35 минут с развитием постреанимационной болезни. По факту смерти дочери – Ленинским МРСО СУ СК при прокуратуре РФ по Пермскому краю проведена проверка, но в возбуждении уголовного дела было отказано в связи с отсутствием в действиях врача Дудина А.Б. состава преступления.
Таким образом, проанализировав данный случай, по нашему мнению в перечень документов для лицензирования медицинской деятельности согласно вышеуказанному закону, требуется ввести дополнительные пункты, а именно:
- наличие Соглашения о заключении договора со сторонней медицинской лабораторией на выполнение ряда тестов на аллергическую реакцию и непереносимость на лекарственный препарат внутреннего и наружного применения у пациентов.
При введении в перечень данного пункта, процесс получения косметологической услуги будет проходить безопасно для жизни и здоровья человека. То есть процесс оказания услуги, условно, будет заключаться в трех этапах:
- Консультация с врачом-косметологом
- Сдача анализов по выданному (самим косметологом) направлению в медицинскую лабораторию на аллергическое исследование используемых в ходе проведения процедуры препаратов.
- Прохождение процедуры.
Конечно же, важно наладить систему надзора за исполнением данного пункта, иначе его эффективность и результативность будут очень низки, тем самым ставя жизнь и здоровье человека под угрозу.
Наличие рассмотренных проблем свидетельствует о том, что назрела необходимость совершенствования гражданско-правового регулирования отношений, возникающих в сфере оказания косметологических услуг.
На наш взгляд, необходимо детально урегулировать вопросы документальное подтверждения действительности и подлинности диплома – сертификата. Путём подтверждения от института который выдал дафний документ подтверждения, которые можно будет Проверить онлайн режиме .
Кроме того, представляется целесообразным законодательно установить требование об обязательном указании в заключаемом договоре перечня планируемых к проведению косметологических услуг и противопоказаний к ним, а также обязанности предварительного полного обследования пациентов с выявления противопоказаний к проведению определенных косметологических процедур.
Представляется целесообразным установление на законодательном уровне дополнительного критерия определения размера компенсации морального вреда в связи с не- качественным оказанием косметологических услуг, в том числе путем хирургического вмешательства: срок, который потребуется для восстановления прежнего внешнего облика.
Список источников
- “Уголовный кодекс Российской Федерации” от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 25.03.2022)
- Приказом Минздрава России от 13.10.2017 № 804 «Об утверждении номенклатуры медицинских услуг»
- Электронный источник (https://www.rospotrebnadzor.ru/)
- Приговор Самарского областного суда от 24.07.2018 по делу № 22-3776/2018 // http://sudact.ru/regular/doc/bkxHC1YIaTUC/ (дата обращения: 15.05.2022).
- Иванова Е. В. Гражданское право. Общая часть. Учебник и практикум для СПО. М.: Юрайт, 2019. 258 с.
- Суханов Е. А. Российское гражданское право. В 2 томах. Том 2. Обязательственное право / под ред. М.: Статут, 2019. 1208 с.












