Федеральная палата адвокатов (ФПА) РФ опубликовала Рекомендации Комиссии Совета ФПА РФ по защите прав адвокатов по обеспечению участия представителей адвокатской палаты при производстве обыска, осмотра и выемки в отношении адвоката.
Часть 1 статьи 450.1 УПК РФ (особенности производства обыска, осмотра и выемки в отношении адвоката) устанавливает необходимость присутствия представителя адвокатской палаты при проведении следственных действий (обыска, осмотра и выемки) в отношении адвоката. Это делается для обеспечения неприкосновенности предметов и сведений, составляющих адвокатскую тайну.
От наблюдения к активной защите
Заместитель председателя Комиссии Совета ФПА РФ по защите прав адвокатов, председатель Комиссии Совета АП Санкт-Петербурга по защите профессиональных прав адвокатов Сергей Краузе отметил, что принятие рекомендаций является весьма своевременным шагом, который позволит сделать функционирование представителей региональных палат единообразным. «Это своего рода “стандарт”, который устанавливает вопросы защиты адвокатской тайны представителями органов адвокатского самоуправления в критических ситуациях, когда при производстве следственных действий может произойти неправомерное “вторжение” органов публичной власти в конфиденциальные отношения адвоката и доверителя», — подчеркнул Краузе.
По его словам, в рекомендациях удачно разграничены общие положения о взаимодействии палат с органами следствия и конкретные действия, рекомендуемые представителю палаты, участвующему в производстве обыска или выемки. Не обошли авторы вниманием и сложные ситуации, например, когда следственными органами не получено в установленном порядке судебное постановление на производство обыска у адвоката.
«Фактически Рекомендации повышают требования к представителю палаты, поскольку теперь он не сможет оставаться лишь пассивным наблюдателем, что иногда происходило на практике. В целом, принятие документа положительно скажется в вопросах охраны прав адвокатов и укрепит доверие к институту адвокатской тайны», — добавил Краузе.
Регламент следственных действий
Вице-президент ФПА РФ, президент АП Ленинградской области Денис Лактионов заявил, что Рекомендации приняты для того, чтобы помочь региональным палатам, которые организовывают работу своих полномочных представителей при производстве обыска, осмотра и выемки в отношении адвоката. По словам Лактионова, безусловно требовалось упорядочить работу полномочных представителей, поскольку в законе непосредственно в статье 450.1 УПК РФ нет четкой регламентации самой процедуры по уведомлению адвокатских палат, назначению представителя, его действиям до, в ходе и после участия в следственных действиях, а также прав и обязанностей такого представителя.
«Федеральная палата адвокатов РФ провела большую работу. Комиссия Совета ФПА РФ по защите прав адвокатов подготовила очень хороший, выверенный, стройный документ, позволяющий полномочным представителям адвокатских палат действительно хорошо подготовиться и знать порядок действий», — заявил Лактионов.
По его словам, в Адвокатской палате Ленинградской области столкнулись с ситуацией, когда с просьбой выделить полномочного представителя для производства обыска обращаются различные следственные органы МВД России. «Мы полагаем, что это совершенно незаконно, потому что следственные действия в отношении адвокатов, которые привлечены к уголовной ответственности, могут производиться только следственными органами Следственного комитета Российской Федерации. Никаких других возможностей нет. И вот в рекомендациях ФПА РФ четко сформулировано: инициатор следственного действия — сотрудник органа предварительного следствия, предусмотренного в части 1 статьи 448 УПК РФ. То есть следователи СК РФ», — подчеркнул президент АП Ленобласти.
Кроме того, в документе регламентировано, каким образом должно быть оформлено обращение в адвокатскую палату: должно быть письменное обращение на имя президента адвокатской палаты, это обращение должно быть направлено в палату не менее чем за сутки до проведения запланированных действий для того, чтобы была возможность найти и выделить лицо, которое сможет приехать на выполнение функции полномочного представителя. «Следственные действия могут проходить за десятки, а то и за сотни километров от того места, где в данный момент может находиться полномочный представитель. Он попросту должен иметь возможность приехать на место вовремя», — отметил Лактионов.
Как он подчеркивает, в Рекомендациях указан еще целый ряд требований, которыми в обязательном порядке должны руководствоваться адвокаты. «Полагаю, что мы вправе и должны разъяснить нашим коллегам в правоохранительных и следственных органах, каким образом у нас регламентирована эта работа», — добавил он.
Как он напоминает, материалы, полученные в ходе следственных действий, проведенных с допущением процессуальных ошибок, не могут быть использованы в качестве допустимых доказательств. Поэтому брать в расчёт рекомендации адвокатуры должны все заинтересованные стороны.
Лактионов также указывает еще на одну важную деталь: в рекомендациях подчеркивается, что полномочные представители и президенты адвокатских палат обязаны проверять наличие судебного постановления о проведении следственных действий в отношении адвоката. Если постановления нет, то в этом случае производство такого следственного действия незаконно, соответственно, и участие в нем полномочного представителя. Единственное исключение — если в конкретных помещениях обнаружены признаки совершения преступления. Рекомендации Комиссии Совета ФПА РФ по защите прав адвокатов размещены на сайте ФПА РФ.
Источник: РАПСИ