Правоотношения, связанные с исполнением договора на оказание медицинских услуг, регулируются рядом федеральных законов и принятых во исполнение их подзаконными нормативными правовыми актами. В целях защиты прав потребителя медицинских услуг, прежде всего, необходимо руководствоваться положениями Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-I “О защите прав потребителей” и Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации”.
Медицинская организация, заключая с физическим лицом договор на оказание медицинских услуг, берет на себя определенные обязательства по оказанию соответствующей медицинской помощи, косметологической процедуры и др. Надлежащее исполнение указанных обязательств обеспечивается путем закрепления гарантий и процедуры защиты прав потребителя медицинских услуг. В зависимости от нарушения медицинской организацией взятых на себя обязательств для последней возможны разные правовые последствия, включая отдельные виды юридической ответственности.
Так, в случае совершения гражданско-правового деликта , выраженного, например, в нарушении сроков оказания медицинской помощи, оказания не того вида медицинской помощи или услуги, изменения условий договора в одностороннем порядке после заключения основного договора, потребитель медицинских услуг вправе направить мотивированную претензию в адрес медицинской организации способом, позволяющим определить получена ли указанная претензия адресатом.
В случае неполучения ответа или получения ответа, не отвечающего требованиям законодательства либо нарушающего права потребителя, последний праве обратиться с исковым заявлением в суд по месту нахождения медицинской организации, либо по своему месту жительства или пребывания, а также по месту заключения или исполнения договора с требованиями о взыскании морального, материального ущерба, а также законной неустойки.
При нарушении медицинской организацией договорных обязательств, образующих составы административных правонарушений или преступлений, потребителю медицинских услуг надлежит обращаться с заявлением о преступлении либо административном правонарушении в юрисдикционные органы.
Так, при выявлении признаков преступления, ответственность за которое предусмотрена ст. 238 УК РФ, писать и направлять заявление надлежит в территориальный отдел Следственного Комитета Российской Федерации по месту совершения преступления.
В случае наличия признаков административного правонарушения необходимо сообщать о данных фактах в контролирующие службы: Росздравнадзор, Роспотребнадзор, а также в лицензирующий орган (тому, кто выдал лицензию медицинской организации) с целью проверки деятельности медицинской организации на предмет соблюдения лицензионных требований. Кроме того, потребитель вправе написать заявление в органы прокуратуры Российской Федерации с целью проведения проверки исполнения федерального законодательства, дальнейшего применения мер прокурорского реагирования, восстановления нарушенных прав.