Общее правило:
Согласно действующему законодательству на единственное жилье должника не может быть обращено взыскание, так как оно обладает исполнительским иммунитетом (см. абз. 2 ч. 1 ст. 446 ГПК РФ).
При прохождении процедуры банкротства единственное жильё должника исключается из конкурсной массы (см. п. 3 ст. 213.25 ФЗ от 26.10.2002 N 127-ФЗ).
Исключение:
В судебной практике сложился подход, согласно которому так называемое «раскосное жилье» может быть реализовано в процедуре банкротства, даже если оно является единственным.
Конституционный Суд указал, что законодателю надлежит внести необходимые изменения в законодательство на случай, когда недвижимость явно превышает уровень, достаточный для удовлетворения разумной потребности гражданина-должника и членов его семьи в жилище, а также предусмотреть для таких лиц гарантии сохранения жилищных условий, необходимых для нормального существования.
Позиция КС относительно гарантий сводится к тому, что допустимо предоставить должнику иное, более скромное жильё, а то в котором он проживает, и которое является «роскошным», реализовать для погашения долгов перед кредиторами.
Однако на сегодняшний день законодатель не определил характеристики жилья, которое явно превышает уровень потребности проживающего в нем должника и членов его семьи, поэтому Арбитражные суды самостоятельно пытаются формулировать критерии «роскошного жилья» не дожидаясь соответствующей нормативной базы.