Аннотация: в рамках статьи рассматриваются основные составляющие гражданского общества и его влияние на демократизацию государства. Раскрываются вопросы отставания гражданских прав организациями гражданского общества в условиях пандемии коронавируса, а также влияние протестной активности общества на развитие демократии в Российской Федерации. В статье автором рассматриваются вопросы влияния, оказываемого гражданским обществом на формирование демократического государства и развитие процессов демократизации. В частности, указывается на то, что эффективное и независимое исполнение властных полномочий народа возможно только при высоком уровне развития гражданского общества. Кроме того, проведено исследование влияния, оказываемого как гражданским обществом в целом, так и его отдельными представителями на политические процессы, происходящие в стране, а также на принимаемые органами государственной власти решения. В заключении автор приходит к выводу, что гражданское общество выступает в качестве неотъемлемой составляющей демократизации государства, выражающей волю и потребности народа.
Ключевые слова: Демократия, гражданское общество, права, протестная активность, закон, порядок, митинги, власть, государство, волеизъявление народа, демократизация, организации гражданского общества, развитие, политические права и свободы, механизм защиты, демократические институты, закон, преобразование, влияние.
Настоящая демократия создается не сразу, она не копируется из вне. Для построения демократического государства требуется готовность гражданского общества к применению демократических механизмов. Необходимо чтобы основная масса граждан была готова на постоянной основе уделять внимание и определенные усилия управлению государством.
Эффективная деятельность государства как главного реформатора имеет решающее значение для формирования и развития демократического государства. В современный период создание правовой базы для проведения масштабных реформ, поддержание стабильной и стабильной макроэкономической ситуации не обходится без участия государства и гражданского общества.
Выделение средств на социальную ориентацию, политику помощи социально нуждающимся слоям населения также является результатом активной деятельности государства и влияния гражданского общества. Именно в этих областях проявляется потенциал гражданского общества, укрепляется доверие граждан к государству[1].
Демократия в современном смысле — это очень универсальный и идеализированный термин. Он основан на возможности участия населения в управлении государством, в формировании власти.
Не только политические права и свободы рассматриваются как необходимое условие демократического режима, но и существование плюрализма мнений, права, равенства, частной собственности, рыночной экономики и судебных механизмов защиты прав граждан. Эти основные ценности демократии закреплены в Конституции России. Политическая воля власти и устойчивость демократических институтов являются предпосылками их реализации.
Современные демократические институты уже предполагают политические права, особенно среди граждан государства.
Для иных категорий населения, как правило, вводится ценз оседлости, предполагающий получения в дальнейшем гражданских и политических прав. Также упущена немаловажная составляющая демократии – контроль населения над действиями власти. Если суверенитет власти не предполагает внутреннего контроля, то нивелируется роль населения как источника власти.
Современный период требует от людей активной жизненной позиции. Каждый человек должен с детства стремиться к овладению профессией и занять достойное место в обществе на основе полученных знаний. Веление времени эффективно трудиться ради себя, ради своей семьи, стремиться и совершенствоваться, исходя их своих возможностей.
Структура организаций гражданского общества, нормативно-правовая база и политические условия их деятельности мало изменились в сравнении с прошлым, 2019 годом [2].
Однако в 2020 г. произошло несколько важных событий, получивших большой медийный резонанс, которые оказали и еще будут оказывать влияние на гражданскую активность в стране. Это всероссийское голосование по изменениям в Конституцию, инициированное Президентом РФ, протестные акции в Хабаровске, где спецслужбы арестовали популярного губернатора, избранного вопреки желанию властей в 2018 г., а также события после президентских выборов в Беларуси, вызвавшие волну сочувствия и солидарности в гражданском обществе. Но, конечно, наибольшее воздействие на страну и мир, на жизнь граждан оказала эпидемия коронавируса, захватившая планету.
Современное гражданское общество отстаивает свои права посредством гражданских протестов. Гражданская протестная активность продолжала расти, несмотря на ограничения, связанные с распространением коронавируса.
Власти использовали и продолжают использовать борьбу с коронавирусом для давления и незаконных задержаний гражданских и политических активистов, выходящих на мирные одиночные пикеты.
И всё же с начала марта по август 2020 г. в городах России прошло не меньше 775 пикетов — как одиночных, так и пикетных очередей. Хотя запрет публичных мероприятий не может распространяться на одиночные пикеты, по материалам ОВД-Инфо, лишь за первое полугодие 2020 г. в Москве за участие в одиночных пикетах были задержаны 269 человек. Данный показатель значительно превышает суммарный показатель предыдущих двух лет[3].
15 июля 2020 года в нескольких городах Российской Федерации было запланировано проведение митингов против внесения поправок в основной закон Российской Федерации (Конституцию), которые вступили в силу с 4 июля. Эти поправки дали Президенту В.В. Путину снова баллотироваться на пост президента в 2024 году. При этом представители власти на местах дали отказ от согласования данных протестных акций. Проведение акций в Москве изначально проводилось в виде сбора подписей, а уже после начался митинг. После протестных акций согласно информации представленной ОВД-инфо, были задержаны 147 участников протестов[4].
Защита экологических объектов в разных регионах РФ тоже стала поводом для гражданских выступлений. Гора Куштау оказалась в центре общественного внимания после того, как содовой компании Башкирии было выдано разрешение на разработку там месторождения известняка.
В августе 2020 г. противостояние коммерсантов с местными защитниками крупнейшего шихана в Республике Башкортостан, на территории которого живут более 40 краснокнижных видов растений и животных, вылилось в многотысячные акции протеста, столкновения с ОМОНом и задержания активистов.
После вмешательства Путина гора Куштау объявлена памятником природы республиканского значения[5].
Поляризация в среде организаций гражданского общества осталась и даже несколько обострилась в 2020 году. С одной стороны, ухудшилась правовая среда для активистских групп, независимых организаций, защищающих права граждан, независимых журналистов и средств массовой информации.
Жестко пресекалась гражданская протестная активность, сильно возросло число «нежелательных организаций», не прекращается давление на организации гражданского общества, выполняющие функции «иностранных агентов», открываются уголовные дела против журналистов и гражданских активистов.
Объявленная государством поддержка организаций гражданского общества в ситуации пандемии мало коснулась организации, признанные «иностранными агентами», поскольку они практически не получали президентские гранты и субсидии органов власти.
К концу года депутаты Государственной думы выдвинули ряд законодательных инициатив, направленных на более жесткий контроль за СМИ, интернетом и некоммерческим сектором. Депутаты предложили, например, запретить просветительскую деятельность без санкции федеральных властей.
Другой законопроект позволяет признавать «иностранными агентами» людей, получающих финансирование из-за границы и проявляют активное участие в политической деятельности либо собирают информацию военно-технического характера. При этом СМИ, используя материалы этого человека, должны указывать, что он является «иностранным агентом».
«Иностранными агентами» могут стать также незарегистрированные общественные объединения, если они занимаются политикой и получают деньги из-за рубежа, а также организаций гражданского общества, которыми владеют или руководят иностранцы.
Такие организации будут обязаны согласовывать с государством программу своей деятельности. И это только часть из уже заявленных репрессивных инициатив[6].
Сейчас сложно сказать, какие из появившихся предложений станут законами, но понятно, что в будущем законодатели намерены еще сильнее ограничить работу организаций гражданского общества и усилить контроль за распространением информации.
С другой стороны, власти стали чаще признавать достижения лояльных организаций гражданского общества, использовать их опыт для тиражирования, для включения в государственные программы.
Как отметила Елена Тополева, директор АСИ и член Общественной палаты, «если бы не НКО, у нас не было бы сейчас системы паллиативной помощи, реформы сиротских учреждений, сопровождаемого проживания и много чего еще»[7].
В частности, в 2020 г. власти намеревались изучить и в дальнейшем использовать некоторые модели, разработанные организациями гражданского общества, включая обобщение опыта работы с бездомными людьми и опыта по сопровождаемому проживанию людей с ментальной инвалидностью[8].
После масштабных кампаний организаций гражданского общества, поддержанных СМИ, Президент в послании к Федеральному собранию 15 января поручил наладить поставки не зарегистрированных в стране жизненно важных импортных лекарств, в том числе необходимых для лечения тяжелобольных детей. Кроме того, было дано поручение о проработке вопросов по формированию единой базы данных, в которой будет содержаться информация о жертвах политических репрессий [9].
Подводя итоги вышеизложенного материала необходимо отметить, что демократизация гражданского общества Российской Федерации представляет собой довольно сложный и весьма длительный процесс, который требует приложения значительных усилий со стороны гражданского общества и государства.
Для формирования подобного государства необходимо как регулярное обновление законодательства России, так и внесение коренных преобразований в самом обществе и его менталитете. Таким образом требуются перемены практически во всех сферах жизнедеятельности общества.
[1] Путин провозгласил «суверенную демократию 2.0» // Независимая газета. 26 октября 2020 г
[2] Сурков В.Ю. Долгое государство Путина. О том, что здесь вообще происходит // Независимая газета. 2 ноября 2019 г.
[3] Группа АГОРА (2020). Проект «Апология протеста», доклад «Дезинфекция протеста». АГОРА. // Режим доступа: https://www.agora.legal/fs/a_delo2doc/203_file__.pdf (Дата обращения: 07.02.2022).
[4] ОВД-Инфо (2020). «Список задержанных на акции против поправок в Конституцию 15 июля 2020 года», ОВД-Инфо (15.07.2020). // Режим доступа: https://ovdinfo.org/news/2020/07/15/spisok-zaderzhannyh-na-akcii-protiv-popravok-v-konstituciyu-15-iyulya-2020-goda (Дата обращения: 27.01.2022).
[5] РБК (2020). «Власти Башкирии изменили статус горы Куштау после протестов». РБК (02.09.2020). // Режим доступа: https://www.rbc.ru/society/02/09/2020/5f4f799c9a7947e972640e98 (Дата обращения: 27.01.2022).
[6] BBC (2020). «Бешеный принтер 2.0». Зачем Дума готовит новые запреты. BBC News (20.11.2020). // Режим доступа: https://www.bbc.com/russian/features-55006471 (Дата обращения: 08.02. 2022).
[7] АСИ (2020г). «Зачем активным гражданам НКО: Центр «Благосфера» открыл новый сезон». АСИ (04.09.2020). // Режим доступа: https://www.asi.org.ru/news/2020/09/04/zachem-aktivnim-grazhdanam-nko-blagosfera/ (Дата обращения: 27.01.2022).
[8] KREMLIN.RU (2020). «Перечень поручений по итогам встречи с представителями общественности в городе Светлогорске Калининградской области». Сайт Президента РФ KREMLIN.RU. // Режим доступа: http://kremlin.ru/acts/assignments/orders/62571 (Дата обращения: 27.01.2022).
[9] ТАСС (2020). «Путин поручил к октябрю проработать создание единой базы жертв политических репрессий». Агентство ТАСС (30.01.2020). // Режим доступа: https://tass.ru/obschestvo/7644973 (Дата обращения: 27.01.2022).