Так будет ли «адвокатская монополия»? Последнее время наиболее активно стала обсуждаться тема о введении так называемой «адвокатской монополии», под которой понимается профессионализация рынка юридических услуг на базе адвокатуры. Простым языком, представлять интересы граждан в судах смогут только адвокаты.
Такая система уже действует во многих развитых странах, однако будет ли такая реформа полезна для России? Я считаю, что сама по себе идея неплохая, однако не до конца понятно, как ее реализовывать. В настоящее время адвокатом может стать лицо, имеющие высшее юридическое образование (при чем с 1 июля 2024 года образовательный ценз увеличился и теперь необходимо иметь юридический «бакалавриат» и «магистратуру»), а также юридический стаж работы не менее 2-х лет (либо пройти годовую стажировку у адвоката).
При этом напрашивается вопрос, что делать выпускникам юридических ВУЗов, если они будут фактически лишены в отсутствие статуса адвоката и практической возможности работать по специальности, тем самым получать тот самый юридический стаж, необходимый для получения статуса. Кроме того, непонятно, как будет проходить процесс перехода частнопрактикующих юристов в адвокатуру. Ведь статус присваивается только по результатам успешной сдачи квалификационного экзамена.
Справятся ли адвокатские палаты с таким наплывом претендентов и экзаменуемых? И, наконец, куда деть всех новоиспеченных адвокатов? Ведь адвокат осуществляет деятельность в соответствующем адвокатском образовании (не берем во внимание возможность открытия адвокатского кабинета, так как до этого момента необходимо получить 3 года адвокатского стажа). Смогут ли имеющиеся адвокатские образования переварить всех новых адвокатов или они резиновые?
Пока, исходя из обсуждения указанной реформы, ответов на данные вопросы получено не было. Надеюсь, что все детали предстоящей реформы (при принятии окончательного решения о ее проведении) будут проработаны, и ее адаптация пройдет максимально гладко и без каких-либо внезапно возникших проблем, которые, как у нас заведено, мы решаем только при их наступлении. Спасибо за внимание!